Игристая музыка
Итальянский концерт "Ла Скала" в Большом театре
Концерт музыка
В продолжение гастролей миланского театра "Ла Скала" в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" на Исторической сцене Большого театра филармонический оркестр "Ла Скала" и маэстро Риккардо Шайи дали единственный симфонический концерт из произведений Керубини, Верди и Россини. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Нынешнее турне "Ла Скала" началось в Сеуле, где оркестр и хор театра наряду с "Симоном Бокканегрой" исполнил Девятую симфонию Бетховена. Москве же помимо оперы и "Реквиема" досталась симфоническая программа из произведений Керубини, Верди и Россини, обозначенная как "Концерт итальянской музыки",— идеальное представление исторических и культурных корней оркестра и его универсальности. Оркестр La Filarmonica della Scala был основан Клаудио Аббадо в 1982 году при театре. Аббадо хотел разрабатывать симфонический репертуар в контексте великой оперной традиции, а Риккардо Мути, главный дирижер "Ла Скала" с 1987 по 2005 год, поспособствовал тому, что оркестр стал выступать в самых престижных концертных залах мира.
Вечер в Большом театре открылся произведениями Луиджи Керубини — Концертной увертюрой соль мажор и Симфонией ре мажор. Итальянский композитор, автор несравненных "опер спасения" "Медеи" и "Лодоиски", ключевая фигура в итальянской музыке второй половины XVIII века, чьими творениями восхищались Бетховен (он вообще считал Керубини лучшим драматическим композитором современности) и Шуман, долгое время отсутствовал в программе La Filarmonica della Scala. На счету Керубини всего одна симфония, он написал ее в 1815 году по заказу Лондонского филармонического общества (к слову, ЛФО спустя всего несколько лет заказало уже Бетховену написание "гимна братству и гуманизму", который впоследствии вошел в Девятую симфонию), как и Концертную увертюру, премьера которых состоялась в Лондоне того же года. Отзывы современников указывают на большой успех увертюры и прохладное отношение к симфонии. Неудивительно, что спустя некоторое время композитор написал в письме, что больше не собирается создавать никаких симфоний, так как не хочет конкурировать с произведениями "великой тройки" — Моцарта, Гайдна и Бетховена. Хотя в произведении Керубини, как и во многих классических симфониях, четыре части с каноническими темпами, оно воспринимается вне господствующей тогда тенденции австро-немецкого симфонического письма. Это сочинение полно драматических пауз (возможно, именно поэтому пришедшие в Большой театр слушатели не могли никак распознать, кончилось произведение или нет, и настойчиво хлопали, когда им вздумывалось), лирических отступлений, а также тем, которые напоминают арии Керубини. Оперный импульс маэстро Риккардо Шайи давал почувствовать совершенно отчетливо как в утонченном грациозном с характерными трелями Allegro и мелодичном Larghetto, так и в бурном Menuetto, с ритмической остротой подчеркивая своеобразную театральность этого произведения.
Так как нынешние гастроли "Ла Скала" проходят под знаком музыки Джузеппе Верди, то и в программе концерта без него обойтись было нельзя. Риккардо Шайи выбрал балет "Времена года" из национального шедевра — оперы "Сицилийская вечерня". Из каталога Верди, безусловно, это наиболее насыщенное симфоническим письмом произведение, которое хотелось бы, конечно, видеть именно как танцевальное действо с примами "Ла Скала". Шайи удалось избежать поверхностного эффекта, оркестр под его управлением демонстрировал пылающую непосредственность и филигранную искрящуюся виртуозность. С безупречным изяществом прозвучало нежнейшее соло гобоя в "летней" части, неожиданной бодростью и энергичностью поразила "Осень".
В завершении вечера прозвучала самая длинная и самая амбициозная увертюра Джоаккино Россини к опере "Вильгельм Телль". При всей своей строптивой энергии эта музыка Россини полна тонких деталей, несмотря на то что это симфоническое произведение звучало многократно на радио и ТВ, в рекламе и фильмах, на концертных площадках, из-за чего должно было уже набить тяжелейшую оскомину, Шайи со своим оркестром доказывает, что наглой величественности музыки Россини все нипочем. Концерт закончился на бравурной ноте долгой и заслуженной овацией. По итогам гастролей очевидно, что суперинтенданту Александру Перейре удалось не только поддержать горячую любовь русского слушателя к миланскому театру, но и весьма успешно приобрести армию новых почитателей "Ла Скала".