Москва открыла еще одну "Табакерку"
Театр Олега Табакова — на новом месте и с новыми возможностями
Открытие театр
В Москве на углу Малой Сухаревской площади и улицы Гиляровского открылось новое здание Театра под руководством Олега Табакова. На торжественном вечере побывал РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Новое здание для "Табакерки" — едва ли не самый старый и многострадальный из московских театральных долгостроев. Открывая днем новую площадку, мэр Сергей Собянин отчитался о том, что все эти долгострои завершены. Но при всем уважении к остальным (а среди руководителей обустроившихся театров большинство популярные певцы) можно смело утверждать, что ни одного другого здания театральная Москва не ждала с таким нетерпением. Потому что отсутствие полноценного дома у Театра Олега Табакова было не только несправедливостью, но и, можно сказать, менеджерской нелепостью со стороны прежних городских властей.
О новом здании говорить начали лет 20 назад, потому что легендарный 100-местный подвал на улице Чаплыгина студии под руководством Олега Табакова стал мал практически сразу после рождения театра. За эти десятилетия менялись не только архитектурные проекты, но и локации для будущего здания — известен анекдот, как бывший мэр Юрий Лужков отменил свое же решение о постройке нового здания на Триумфальной площади, что отодвинуло новоселье еще на несколько лет. Чем старше становилась "Табакерка", тем чаще ей приходилось играть самые популярные свои спектакли на чужих сценах. Кстати, размер нового зрительного зала определяли, прислушиваясь не к чувству голода по большим площадкам, а к рациональным аргументам — театр рассчитан всего на 400 мест, то есть заботиться о посещаемости администрации, судя по всему, по-прежнему не придется.
Новый театр встроен в большое здание, где, наверное, разместятся и другие офисы. Может быть, поэтому в оформлении господствует неброский, деловой стиль — стекло, серый металл, имитирующие мрамор легкие стены в фойе. Главное, впрочем, в театре не стены, а сцена. По заверениям специалистов, оборудование театра не знает аналогов в российской театральной практике. Во всяком случае вечер открытия был явно придуман не просто для того, чтобы обрадовать гостей, но и чтобы во всей красе продемонстрировать новые возможности машинерии — когда из бесшумно вращающейся сцены бесшумно же вырастают сложные геометрические конструкции, это и вправду впечатляет.
Героем вечера можно назвать Владимира Машкова, хотя на сцену он не выходил. Вели праздничное представление персонажи его давнего спектакля "Смертельный номер" — четыре клоуна, объявлявшие номера и пытавшиеся шутить между ними. Лучшим номером концерта стал переделанный на злобу дня эпизод из машковского же "Бумбараша", который сыграли Евгений Миронов и Виталий Егоров. И еще один спектакль Машкова, "N13", вспомнил потом Олег Табаков — когда рассказывал о предпринятом им полтора десятилетия назад оживлении МХТ имени Чехова. Актеры МХТ, давно делящие с новоселами одного худрука, конечно, тоже выходили на сцену. Еще много пели — Александр Градский, Альбина Шагимуратова, Полина Гагарина, Кристина Орбакайте и даже Марина Зудина. Фокусник пытался "распилить" Николая Цискаридзе, правда, не очень удачно. Когда вспомнили, что в новый дом надо запускать кошку, дрессировщик Запашный вывел на сцену представителя семейства кошачьих — огромного тигра, а младший представитель семьи Табаковых, дочь Маша, даже не побоялась подойти и потрогать зверя.
Лучшие шутки, впрочем, прозвучали не со сцены, а из зала, где сидели старейшины, друзья Табакова — руководители московских театров Александр Калягин, Александр Ширвиндт и Марк Захаров. Захаров заметил, что называть новое здание "Табакеркой" нельзя, надо переименовать его в "Дворец Табака". Конечно, в первую очередь это и был праздник самого Олега Табакова, так много лет не устававшего приближать этот день. Весь концерт он просидел в зале, а когда в финале встал, чтобы выйти на сцену, поднялся не только весь зал, но и часть партера — она поехала вверх и "доставила" Табакова к стоящей на сцене труппе. Уже совсем скоро актеры сыграют на новой сцене первую премьеру.