Регионам заявили милицию
ВНИИ МВД разработал проект ее создания парламентами муниципалитетов
МВД предлагает создать муниципальную милицию. Согласно законопроекту, разработанному ВНИИ МВД, муниципальная милиция должна стать органом местного самоуправления (МСУ) или подразделением местной администрации, а милиционеры — муниципальными служащими. Им предстоит помогать полиции патрулировать общественные места, искать пропавших людей, транспортировать пьяных и наркоманов в больницы, а нарушителей — в полицию. Эксперты считают проект сырым и требующим основательной доработки.
Муниципальная милиция по проекту ВНИИ МВД РФ должна создаваться парламентами муниципалитетов "как подразделение местной администрации либо орган МСУ с правами юрлица". Депутаты также определяют "организационную форму, состав и численность милиции". Ее финансирование и материально-техническое обеспечение ложатся на бюджет муниципалитета. Главой милиции избирается или назначается "должностное лицо органа МСУ", заместители которого "назначаются местным парламентом по представлению главы муниципалитета".
Милиция призвана помогать "полиции и иным правоохранительным органам" в обеспечении безопасности граждан, в том числе проводить их досмотр при проведении массовых мероприятий. Милиционеры смогут патрулировать населенные пункты; составлять протоколы об административных нарушениях; доставлять пьяных и наркоманов в больницы, а нарушителей — в полицию; помогать искать пропавших людей.
Передача милиции полицейских полномочий, в частности патрульно-постовой службы (ППС) и участковых, в проекте не предусмотрена. Милиционеры — муниципальные служащие и смогут работать только в пределах городских округов или муниципальных районов. Они обязаны проходить силовую подготовку, им разрешено пользоваться гражданским оружием. Подчиняться милиционер по проекту должен "только непосредственному или прямому руководителю". "Поощрения, льготы и компенсации" устанавливаются законами субъектов РФ.
В пресс-центре МВД "Ъ" сообщили, что "проект разработан ВНИИ МВД в рамках исследования и направлен в регионы на отзыв".
То, что МСУ должно "самостоятельно обеспечивать порядок" в муниципалитетах, закреплено в Конституции (ч. 1 ст. 132). В 1999 году тогдашний глава МВД Владимир Рушайло провел эксперимент по созданию муниципальной милиции в десяти регионах, который был признан неудачным и отменен указом Владимира Путина в 2000 году. В законе о МСУ предусмотрено создание муниципальной милиции, но оно было отложено до "принятия закона о муниципальной милиции". Его проекты вносили в Госдуму коммунисты в 2011 году, справороссы — в 2014 году, но они не были приняты.
Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщил "Ъ", что законопроект получен гордумой. Его, отметил господин Ройзман, предполагается "обсудить в комитете по безопасности, если комитет рекомендует — то на заседании гордумы": "Свои предложения мы направим в МВД". Господин Ройзман считает, что проект "сырой и вызывает много вопросов", а его суть в том, чтобы "сбросить с МВД все неинтересные полномочия — проверки свалок, охрану митингов, оставив ему деньги". Муниципальная милиция, отметил глава Екатеринбурга, получается "чем-то типа народных дружин, причем непонятно, кто будет компенсировать муниципалитетам расходы на нее и будет ли это вообще". Профессор РАНХиГС Виктор Нечипоренко также считает, что вопрос в деньгах, которых на всех не хватает.
Экс-мэр Калуги Виталий Черников отметил, что "по проекту органы МСУ только финансируют и обеспечивают муниципальную милицию, а влияют на нее — через награды и льготы — регион и федеральная полиция". Он считает, что к милиции должны перейти ППС, участковые и деньги, которые полиция получает на них. Проект, по его мнению, "сумбурный, над ним надо работать": "В законе о милиции должно быть все четко записано — в том числе, где должны располагаться подразделения, каким должно быть взаимодействие милиции не только с МВД, но и с ФСО, ФСБ, без которых не проведешь серьезных мероприятий".
Полковник полиции в отставке Петр Скобликов уверен, что "создание с нуля милиции требует многих нормативных актов и больших затрат". По его мнению, статус милиции в проекте "равен примерно частным охранным предприятиям", только "милиционер — муниципальный служащий с хорошим социальным пакетом, но хуже вооруженный". "Охранники имеют нарезное оружие — например, пистолеты, а милиция по проекту вооружена гражданским оружием для самообороны, то есть травматическим",— пояснил он "Ъ".
Директор Центра местного самоуправления Высшей школы госуправления Екатерина Шугрина также считает проект сырым. Она отметила, что в документе не описаны разграничение функций милиции и полиции, их взаимодействие, ведь полиция — подразделение силового блока, а "муниципальные милиционеры подчиняются мэру". Госпожа Шугрина считает, что речь идет о создании структуры, параллельной полиции.