Lufthansa улетела из Красноярска
Авиакомпания перевела грузовой транзит в Новосибирск
Аэропорт Красноярска Емельяново лишился одной из крупнейших грузовых авиакомпаний мира — Lufthansa Cargo. Немецкий перевозчик отказался выполнять технические посадки в Красноярске из-за недостаточного развития инфраструктуры и перевел транзитные рейсы в Новосибирск. Эксперты отмечают, что на решение Lufthansa Cargo могла повлиять и меняющаяся модель бизнеса грузовых авиаперевозок, где обострилась конкуренция с широкофюзеляжными пассажирскими судами.
Один из крупнейших грузовых авиаперевозчиков Lufthansa Cargo прекратит технические посадки самолетов MD-11 в аэропорту Красноярска Емельяново, сообщили в компании. С 31 октября при полетах между Франкфуртом и китайскими Шанхаем и Гуанчжоу (по девять рейсов в неделю) перевозчик будет пользоваться услугами конкурирующего аэропорта Толмачево в Новосибирске. Перенос в Новосибирск объясняется тем, что инфраструктура местного аэропорта "более развитая", в Толмачево работы смогут выполнять внешние поставщики, а в Красноярске компании "приходилось привлекать к работе собственный персонал и технику", отметили в Lufthansa Cargo.
Lufthansa Cargo работала в Красноярске с 2009 года, но ее приходу предшествовал громкий скандал. C 2007 года российские власти требовали от Lufthansa перенести транзитную базу из казахской Астаны в Красноярск. Но авиакомпания отказывалась, ссылаясь на несоответствие Емельяново стандартам безопасности и неблагоприятные метеоусловия. Тогда Минтранс РФ не продлил компании временное разрешение на полеты над РФ, мотивируя запрет тем, что немецкая сторона ранее обязалась при пролете по транссибирскому коридору совершать промежуточную посадку в одном из российских аэропортов. По итогам переговоров Минтранс временно продлил авиакомпании разрешение на полеты через Астану, но при условии, что компания будет совершать и транзит через Красноярск. В Емельяново параллельно реконструировали взлетно-посадочную полосу.
В Емельяново сообщили, что Lufthansa Cargo сообщила аэропорту о планах сокращения рейсов, "связанного со сложным финансовым положением перевозчика". В рамках программы реструктуризации и повышения конкурентоспособности компания уже объявила о намерениях сократить до 35% руководящего состава, что должно дать экономию в €80 млн в год. В Емельяново сообщили о готовности поддержать перевозчика и сохранить аэропорт Красноярска в его маршрутной сети, поэтому аэропорт сделал Lufthansa Cargo "максимально выгодное предложение, которое находится на рассмотрении в авиакомпании". В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили.
Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что доход аэропорта от технической посадки составляет в среднем около $70 тыс. за ежедневный грузовой рейс (включая аэропортовые сборы, заправку и техобслуживание). В 2014-2015 годах потенциальный спрос на полеты авиакомпаний через Емельяново оценивался в 3,5 тыс. рейсов ежегодно, а прибыль — приблизительно в $245 млн в год. Другой собеседник "Ъ" отметил, что вне зависимости от присутствия Lufthansa Cargo в Емельяново развитие транзитного потенциала аэропорта сдерживается отсутствием разрешений со стороны авиавластей на технические и коммерческие посадки.
Глава Infomost Борис Рыбак считает, что решение Lufthansa обусловлено как возможностями аэропорта, так и меняющимися условиями на грузовом авиарынке. "Специализированной авиакомпании все труднее работать в качестве подразделения классического пассажирского перевозчика",— замечает он, поясняя, что грузовые перевозчики конкурируют с широкофюзеляжными пассажирскими судами, перевозящими грузы в багажных отсеках, и им необходимо предлагать уникальный продукт или неизбежно сокращать деятельность.