Что изменится от кадровых перестановок в ЦБ?
Отставка первого зампреда Алексея Симановского и зампреда Михаила Сухова, отвечавших в ЦБ за надзор и регулирование банковской системы, породила множество версий, в том числе и конспирологических. Впрочем, уже на следующий день была отозвана лицензия у банка, входящего в 150 крупнейших, так что, судя по всему, кардинально менять надзорную политику ЦБ не планирует.
Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку:
— Симановский и Сухов были настоящими профессионалами, много сделали для развития надзора, но рано или поздно всем пора уходить. Сейчас мы получаем мегарегулятор, который будет осуществлять надзор не только над банками, но и над всеми финансовыми рынками. Дмитрий Тулин, который выбран для руководства этим блоком, можно сказать, формировал современный надзор в банковской системе в 1990-е годы, потом работал на рынке аудитором и имел возможность взглянуть со стороны. Плюс, когда Тулин занимался надзором, было замечено, что он принципиален и не всегда соглашается со своим руководством.
Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации:
— Участники рынка теряются в догадках. Полагаю, может быть две версии. Первая: последнее время надзорный блок находился в фокусе пристального внимания и очень сильной критики, в том числе со стороны высших эшелонов власти. И вот мы видим некую попытку вывести из зоны критики руководство ЦБ. То есть это ответ на критику со стороны власти и общества. Если принять эту версию за основную, то перемены будут минимальные. Вторая версия говорит в пользу больших перемен. И она связана с тем, что надзорный блок уже 20 лет системно не мог решить проблему создания эффективно действующего надзора. Вывод с рынка свыше 300 только кредитных организаций не говорит о том, что надзор улучшился. Это означает только одно: в надзорной политике возобладали абсолютно репрессивные (и очень затратные) методы, но не упреждающие. Ущерб, нанесенный этой кампанией, исчисляется триллионами рублей. Так что приход новых людей можно рассматривать как попытку создать новый надзор. Выбор версии зависит от характера человека — пессимист он или оптимист.