Мост к стройке века

На площадке сооружения атомной станции замещения Курской АЭС-2
в городе Курчатове введен в эксплуатацию новый автодорожный мост.
9 августа генеральный подрядчик – компания «НИАЭП» - официально передал готовый объект генеральному заказчику – концерну «Росэнергоатом».

Это первый готовый объект из 163 в пусковом комплексе строящейся КуАЭС-2. Он представляет собой железобетонную конструкцию из 12 пролетов на 13 опорах протяженностью 386 м и шириной 14,3 м.

Новый мост через реку Сейм, инвестиции в сооружение которого превысили 1,2 млрд руб., обеспечит бесперебойную доставку строительных материалов и тяжелых грузов для станции замещения. Строительство основного конструктива, которое началось в июле 2014 года, было завершено в августе 2016 года.

«Грузоподъемность моста – 670 т, это значит, что он дает возможность завоза абсолютно любого оборудования на строительство энергоблоков», – отметил на открытии директор Курской АЭС Вячеслав Федюкин.

Сооружение четырех энергоблоков на замену выбывающих мощностей Курской АЭС в Курской области предусмотрено схемой территориального планирования РФ в области энергетики до 2030 года, принятой правительством РФ в ноябре 2013 года. Общая мощность новых энергоблоков – 5020 МВт (4 блока мощностью по 1255 МВт каждый). Предусматривается реализация проекта станции нового поколения с энергоблоками ВВЭР-ТОИ.

ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный и информатизированный энергоблок технологии ВВЭР) отвечает современным российским и международным требованиям безопасности, обладает более длительным сроком службы и большей установленной мощностью по сравнению с реакторами действующей АЭС.

Это абсолютно конкурентоспособный энергоблок, который будет создаваться на площадке Курской АЭС-2 в качестве пилотного для сооружения как внутри России, так и за рубежом. Поэтому для концерна и в целом «Росатома» Курская АЭС-2 является приоритетным объектом.

Это еще раз подтвердил генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Андрей Петров во время августовского визита на Курскую АЭС.

«Мы видим, что ресурсы, которые идут из концерна, осваиваются, работы выполняются. Открытие данного моста – тому подтверждение, – сказал руководитель “Росэнергоатома”. – Уверен, что Курская АЭС-2 будет построена вовремя и с надлежащим качеством».

Новый мост имеет важное инфраструктурное значение для города Курчатова и Курчатовского района, он соединяет правый и левый берега реки Сейм. До сих пор проезд осуществлялся по технологическому мосту КуАЭС (дюкеру). Таким образом, население Курчатовского района теперь получило надежную переправу для проезда общественного и частного транспорта.

«Развитие Курской АЭС имеет для нас большое значение, – подчеркнул губернатор
Александр Михайлов. – Новые энергоблоки обеспечат стабильное электроснабжение соседних регионов на 60 лет, а новый мост станет хорошим подспорьем в развитии дорожной сети Курской области».


Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков АЭС-2 планируется синхронизировать с выводом из эксплуатации энергоблоков №1 и 2 действующей АЭС.

«Станция замещения – главная стройка XXI века для региона, одна из важнейших точек роста энергетики и экономики всего Среднерусского Черноземья, – говорит директор Курской АЭС Вячеслав Федюкин. – Курская АЭС-2 – это снижение рисков энергодефицита в Центральном федеральном округе, повышение уровня надежности снабжения потребителей электроэнергии Курской области и прилегающих регионов, обеспечение энергетической основы для роста различных производств».

Инвестиции в проект превысят 400 млрд руб., поступление налогов в бюджет Курской области и города Курчатова в период строительства – 280 млн руб. в год. В числе факторов позитивного влияния на экономику и общество – создание дополнительных рабочих мест (более 6000 человек при строительстве и более 2000 человек при эксплуатации), благоприятствование развитию малого и среднего бизнеса в регионе расположения (строительный бизнес, услуги общественного питания, финансовые, бытовые, торговые, транспортные услуги и т.д.).

По официальным данным, в 2014-2015 годах объем освоения средств на строительстве КуАЭС-2 составил 5,82 млрд руб. Из них строительно-монтажные работы – 3,92 млрд руб.

В 2016 году предстоит освоить 6,49 млрд руб., из них планируется направить на строительно-монтажные работы 2,8 млрд руб.

Задача текущего года – разработка 1,3 млн куб. м грунта, завершение работ по устройству автодороги к отвалу дебалансного грунта у деревни Кожля, завершение работ по устройству фундаментов под бетоносмесительные узлы №1 и 2 производительностью по 120 куб. м в час каждый.

В настоящее время на площадке Курской АЭС-2 завершены работы по устройству железобетонных опор железнодорожного моста, а также по переустройству воздушных линий электропередачи напряжением 10 и 330 кВ на подъездном железнодорожном пути с мостом через Сейм. Данный мостовой переход понадобится не только в период возведения станции замещения, но и во время ее эксплуатации.

Близко к окончанию устройство щебеночного основания под автодорогу к отвалу дебалансного грунта у деревни Кожля.

Возведение самой атомной станции начнется с «первого бетона», который запланирован в мае 2018 года. До этого момента будет подготовлено все необходимое: построены объекты стройбазы, водозаборные и очистные сооружения, мосты, дороги и другие объекты.

В соответствии с графиком производства работ определен перечень основных объектов, необходимых для своевременного разворота работ по бетонированию фундаментной плиты реакторного здания (первый бетон). Первоочередными здесь являются работы по цеху изготовления армометаллоблоков, инженерным сетям, участку бетонных и опалубочных работ для изготовления несъемной опалубки из фибробетона.

«Зеленый свет» долгожданному массированному развороту на площадке станции замещения дали полученные в июне текущего года лицензия Ростехнадзора на сооружение энергоблока №1 Курской АЭС-2 и разрешение госкорпорации «Росатом» на строительство блоков.

В числе важнейших задач ближайшего времени – получение лицензии на сооружение энергоблока №2 Курской АЭС-2.

При проектировании и строительстве Курской АЭС-2 реализуется программа импортозамещения. Корпус реакторной установки и парогенераторы для ВВЭР-ТОИ будут изготовлены АО «Атоммаш» (Россия), турбинная установка – АО «Силовые машины» (Санкт-Петербург). Устройство локализации расплава изготовит АО «Энерготекс» (Курчатов). Ядерное топливо будет производиться группой предприятий АО «ТВЭЛ» (Россия). Элементная база автоматизированной системы управления (АСУ ТП) для ВВЭР-ТОИ будет применяться преимущественно российского производства.

Строительство станции замещения создает условия для развития малого и среднего бизнеса в регионе расположения. В строительстве Курской АЭС-2 в настоящее время принимают участие пять организаций Курской области. Они строят административно-бытовой корпус со столовой на 150 посадочных мест и внеплощадочную автомобильную дорогу, прокладывают инженерные сети стройбазы, выполняют общестроительные работы на складах базы УПТК, площадке «Гидрострой».

Вся лента