Бросовое дело
Для председателя УИК в Белгородской области выборы закончились расследованием
Белгородское управление СКР приступило к расследованию уголовного дела по факту вброса бюллетеней на участковом избирательном участке (УИК) №11/98 в поселке Томаровка. Инцидент записали на мобильный телефон наблюдатели от «Справедливой России», а информацию о нем распространила и написала заявление в СКР кандидат в депутаты Госдумы от КПРФ Анастасия Байбикова. Председатель УИК, сотрудница агрохолдинга «БЭЗРК-Белгранкорм» Елена Рогожина, представляющая «Единую Россию» и запечатленная на видео, отказалась общаться с „Ъ“. Пока она единственная подозреваемая. Белгородские единороссы сомневаются, что ее «кто-то заставил» нарушать закон.
В пресс-службе белгородского управления СКР сообщили, что уголовное дело в отношении Елены Рогожкиной и «иных неустановленных лиц» возбуждено по статье «Фальсификация итогов голосования» (ст. 142.1 УК РФ, до четырех лет заключения). Инцидент был предан огласке благодаря находившимся на УИК девушкам-наблюдателям от «Справедливой России» и пришедшей им на помощь Анастасии Байбиковой, депутату облдумы от КПРФ. По ее словам, члены комиссии во главе с Еленой Рогожиной решились на вброс незадолго до закрытия участка. «Все делалось настолько глупо и прямо, что даже наглостью это назвать сложно. Возможно, им начальство сказало, чтобы действовали по отработанной схеме, а их прикроют», — характеризует ситуацию госпожа Байбикова.
Со словами «Девочки, давайте по-быстрому!» работницы комиссии, не обращая внимания на сидевшую в помещении для голосования представительницу справороссов, начали заталкивать в урны пачки с бюллетенями. Наблюдательница записала это на мобильный телефон, а затем попросила представительницу КПРФ о помощи. По словам Анастасии Байбиковой, пока девушки оставались наедине с руководством УИК, на них всячески давили — к примеру, выключали весь свет в помещении для голосования и пытались их там запереть. «А когда приехали “старшие” от “Справедливой России”, они вывели наблюдательниц “поговорить”. Когда те вернулись, рассказали, что начальство требовало стереть видео. Но я уже запустила его в сеть. Теперь девчонки хотят вступить в комсомол», — иронично рассказала представительница КПРФ. По ее словам, сначала представители УИК пытались отпираться. «Они говорили, что просто голосовали сами, но когда убедились, что видео уже смотрит вся страна, то начали меня слушаться. Тем не менее во время пересчета голосов всячески пытались схитрить с цифрами, чтобы количество бюллетеней сошлось с числом подписей в списках избирателей. Но в итоге все равно бюллетеней в урне оказалось больше на два десятка, чем подписей», — пояснила госпожа Байбикова. «Единая Россия» и ее кандидат-одномандатник Сергей Боженов должны были победить КПРФ на этом участке с разрывом примерно в 300 голосов.
Сложности с УИК №11/98 возникли и на следующий день, уже после решения облизбиркома об аннулировании результатов. ГАС «Выборы» отказывалась принимать данные протокола с нулями во всех графах. «Тогда решили вводить установочные цифры, численность избирателей, как они есть на самом деле, а нули оставлять только в строчках с голосами за партии. Но и там сотрудники пытались нахимичить с цифрами, чтобы они “сошлись”», — говорит госпожа Байбикова. Она надеется, что Елена Рогожина не получит реальный срок и «не станет мученицей»: «Условного наказания и позора вполне достаточно».
В белгородской «Справедливой России» инцидент не комментировали. Елена Рогожина была выдвинута в УИК «Единой Россией». Она является сотрудницей ООО «Белгранкорм-Томаровка», местного филиала агрохолдинга «БЭЗРК-Белгранкорм». Именно в здании ООО и располагается УИК. Елена Рогожина вчера наотрез отказалась общаться с „Ъ“, грустным голосом сообщив: «Если все теперь считают меня демоном, пусть так и будет». Официальный представитель БЭЗРК Владимир Саенко не отвечал на звонки „Ъ“.
Лидер белгородских единороссов сенатор Иван Кулабухов усомнился в том, что Елена Рогожина действовала не по своей воле. «Кто мог ее заставить? Я не видел ролик, но судя по тому, что мне рассказали, действовала она не одна, а с представителями других партий. Нужно детально разбираться в этой истории, ведь для нас никакой необходимости в таких методах не было. Партия уверенно выиграла и без вбросов», — пояснил господин Кулабухов.