"Я за демократизацию люкса"
Стефано Кантино, директор по стратегическому маркетингу Prada Group
Интерес к модной индустрии сегодня достиг исторического максимума. И дело тут вовсе не в миллионах подписчиков Джиджи Хадид и Кендалл Дженнер. Аудитории глянцевых журналов уже давно надоело читать про "30 главных платьев весны" и "10 пар ботильонов на осень". Ей теперь подавай детективные истории о брошенных дизайнерах, сводки с IPO, где акции модных конгломератов взлетают на невиданную высоту, а затем со свистом падают вниз, и культурологические эссе о превращении треников в главный фетиш современности. Так что нет ничего удивительного в том, что на авансцену выходят не только дизайнеры, но и байеры, маркетологи и все те, кто помогает сделать сказку, придуманную дизайнером, былью. Будьте уверены, о ДНК модного дома любой топ-менеджер расскажет не хуже, чем креативный директор. Не исключение и директор по стратегическому маркетингу Prada Group Стефано Кантино. Хотя сама компания находится в модном бизнесе на особом положении.
Миучча Прада — бесспорный авторитет среди дизайнеров, а такой же свободой действий похвастаться может мало кто из ее коллег. Конечно, мало кто из них может похвастаться и должностью исполнительного директора (а также мужем-компаньоном). Однако в последнее время восторженные рецензии на коллекции госпожи Прады чередуются с неутешительными сводками с финансового фронта. Слишком больно по Prada Group ударило падение юаня в 2015 году. В первой половине 2016 года прибыль компании упала на 13% по сравнению с той, что была получена за тот же период прошлого года. Впрочем, менеджмент Prada Group быстро взял себя в руки, и вполне возможно, что скоро тучи развеются. Как минимум один проблеск уже есть. За первую половину 2016 года продажи в России существенно выросли. Поддержать положительную тенденцию решили открытием нового бутика Prada в ГУМе. Чтобы перерезать традиционную в таких случаях ленту Стефано Кантино и прилетел в Москву.
Сегодня под роскошью в первую очередь понимается первоклассное качество
— У Prada есть большой бутик в Столешниковом переулке, есть свои корнеры в ЦУМе, теперь ГУМ. Неужели дела на российском рынке идут так хорошо, что можно позволить себе открыть еще один магазин?
— Российский рынок действительно важен для нас, и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, его доля в доходах Prada Group только растет. Но это не значит, что, открывая новый магазин, мы рассчитываем получить мгновенную прибыль. Сегодня важно инвестировать в будущее, что мы и делаем, развивая сеть ритейла по всему миру. Почти одновременно с московским открылись новые магазины в Шанхае, Гонконге, Цюрихе. Думаю, такая тактика окажется успешной.
— ГУМ — своеобразная Мекка туристического шопинга. Значит, вы надеетесь не только на российского покупателя?
— Разумеется, мы рассчитываем привлечь немало туристов. Хотя, надо отметить, что и на российских покупателей мы надеемся не только в Москве или Санкт-Петербурге. Вы много путешествуете по миру, и не важно, где вы купите себе новую вещь Prada.
— Чем решили удивлять в новом магазине?
— ГУМ сам по себе уже удивителен. Вообще, я уверен, что Москва давно заслуживает бутика Prada в настолько важном для вашей истории месте. Но главное, что московский бутик стал одним из первых оформленных в новой стилистике. И это не просто новый дизайн — это совершенно другой подход. Каждая зона отличается от других и цветом, и материалами, использованными в оформлении. Цель новой дизайн-концепции: предложить более персональный, индивидуальный и уникальный опыт шопинга для наших клиентов.
— При этом, расширяя сеть магазинов, Prada ведет активную политику и в области онлайн-ритейла...
— Да. В последнее время мы вообще много работали над стратегией развития в интернете. Перед нами встал вопрос: как научиться разговаривать с поколением миллениалов, которые сегодня становятся важными покупателями, на одном языке, не теряя при этом своей идентичности? Уже ясно, что пресса перестала быть единственно возможным каналом коммуникации с нашими клиентами. Те же миллениалы сегодня всю необходимую информацию получают из соцсетей. Поэтому и Prada расширяет свою сферу влияния в интернете. Растет и количество товаров, которые мы продаем через онлайн-магазины. Важно быть открытым всему новому и при необходимости менять интонацию разговора с покупателями. При этом подобные изменения нам только на руку. Чем больше открывается каналов коммуникации, тем больше покупателей мы можем привлечь.
— Не кажется ли вам, что такая доступность люксовых марок, пусть и виртуальная, вредит идее люкса?
— Само понятие люкса уже изменилось. Сегодня под роскошью в первую очередь понимается первоклассное качество, которого марки, ориентирующиеся на массового потребителя, просто не могут себе позволить. А в демократизации люксовых брендов я не вижу ничего плохого. Наоборот, это идея, с которой Prada живет долгое время: качество и инновации — вот главные ценности нашей компании.
— Фонд Prada в Милане — это тоже одна из возможностей обратиться к потенциальному потребителю?
— Отчасти. Учреждением фонда мы хотели показать, что Prada — это не просто модный дом. Это особое отношение к жизни, очень эстетское.
— Компания прислушивается к мнению байеров?
— Да, нам очень интересно узнать, что байеры думают о той или иной коллекции. В конце концов, это мнение рынка, которое невозможно игнорировать. И я могу сказать, что часто мы прислушиваемся к их мнению. Это необходимо для того, чтобы развиваться. Хотя стоит отметить, что 85% товаров мы реализуем через собственный ритейл.
— Вы упомянули о сложной экономической ситуации в мире. Для вас кризис — это неизбежное зло или начало нового этапа?
— Кризис обнажает определенные проблемы, так что вместо того, чтобы сокрушаться, как вокруг плохо, лучше идти и решать эти проблемы. В сложной ситуации можно все потерять, а можно стать сильнее. Что касается Prada, то мы чувствуем в себе силы справиться. Полагаю, что в итоге компания только выиграет.
— В состав Prada Group входят также MiuMiu, Church's, Car Shoe и Marchesi 1824. Как обстоят дела у этих брендов?
— MiuMiu развивается так же активно, как и Prada. Кстати, бутик MiuMiu в ГУМе открылся даже раньше, чем бутик Prada. Конечно, это совершенно не похожие друг на друга бренды, несмотря на то что госпожа Прада отвечает за дизайн и там, и там. Что уж говорить о Church's. Это совсем отдельная история, но могу вас заверить, что и у Church's дела идут хорошо. У нас большие планы на будущее. Как я уже сказал, мы уверены в будущем развитии Prada.