Переговоры в Нью-Йорке приобрели европейский акцент
Сергей Лавров встретился с Федерикой Могерини и Франком-Вальтером Штайнмайером
Вчера в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел переговоры с главой внешнеполитической службы ЕС Федерикой Могерини, а также со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Всего на полях 71-й сессии Генассамблеи ООН у российского министра запланировано около десятка встреч, посвященных сотрудничеству со странами ЕС. В том, могут ли они что-то изменить, пыталась разобраться в Нью-Йорке корреспондент "Ъ" ГАЛИНА ДУДИНА.
Встречу с Сергеем Лавровым глава европейской дипломатии Федерика Могерини, выбравшая вчера ярко-алый пиджак, предпочла провести тет-а-тет — не только без журналистов, но и без членов делегации. По данным "Ъ", двусторонними вопросами взаимоотношений России и Евросоюза встреча не ограничилась. Дипломаты также обсудили международную повестку дня — прежде всего, ситуацию в Сирии. Тем не менее именно "европейская программа" Сергея Лаврова на очередной сессии Генассамблеи ООН выглядит как никогда насыщенной: всего на этой неделе у министра должно быть около десятка встреч с представителями стран ЕС, в том числе с коллегами из ФРГ, Великобритании и Италии.
"Основная задача двусторонних встреч — обсудить весь комплекс взаимоотношений России с той или иной страной. С этой точки зрения встречи очень полезны: за короткий период времени удается провести анализ того, где мы находимся, договориться о соответствующих политических и экономических шагах, которые мы осуществляем с этими странами",— пояснил "Ъ" замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков.
По его словам, на встречах с представителями отдельных стран ЕС также обсуждается и общеевропейская повестка. "Не секрет, что на двусторонних встречах целый ряд представителей стран Евросоюза обозначают свое неприятие политики санкций. Из-за санкционного курса товарооборот между Россией и Евросоюзом рухнул до небывалых низин, а это, естественно, сказывается на торгово-экономических отношениях с большинством европейских стран",— напомнил господин Мешков.
С критикой санкционной политики ЕС, отвечая на вопрос "Ъ", выступил и президент Кипра Никос Анастасиадис. "Санкции приводят к разъединению, а не способствуют диалогу. И потом, тот, на кого накладывают санкции, в ответ накладывает свои санкции — а по счетам потом платят европейские государства",— посетовал он. При этом президент заверил, что Кипр стремится к нормализации отношений России и Евросоюза и призывает к выполнению минских договоренностей.
Двойственность политики европейских государств, с одной стороны поддерживающих санкции, а с другой стороны — критикующих их, прокомментировал "Ъ" глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. "Мы прекрасно видим, что наши европейские партнеры, с которыми мы встречаемся на двусторонней основе, ограничены инструкциями и регламентацией Евросоюза и своими обязательствами перед ним. И наоборот, Евросоюз все время ссылается на то, что он не может менять свою политику по отношению к России, потому что у него отсутствуют на это полномочия со стороны государств-членов",— заявил он, также согласившись: ситуация не имеет решения, пока не будет прогресса в выполнении минских соглашений.
Собеседник "Ъ" в структурах ЕС напомнил, что в настоящее время Евросоюз выстраивает свои отношения с Россией, опираясь на пять руководящих принципов, обнародованных госпожой Могерини в марте этого года. Напомним, они включают в себя выполнение минских соглашений, укрепление отношений со странами Восточного партнерства (Украина, Грузия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Белоруссия), укрепление внутренней устойчивости ЕС, избирательное сотрудничество по вопросам внешней политики, а также поддержка гражданского общества в РФ.
Ранее российская сторона предложила провести совместную ревизию взаимоотношений, однако европейские собеседники "Ъ" неоднократно заявляли: пяти сформулированных принципов на сегодняшний день "достаточно". Тем не менее на переговорах внутри Евросоюза тема отношений с Россией неизменно присутствует. Очередная возможность обсудить их представится европейским лидерам уже скоро: соответствующий пункт включен в повестку саммита ЕС, который пройдет в Брюсселе через месяц.