Счет за Алеппо предъявили Москве
Сирийский кризис подверг новому испытанию отношения России и Запада
Провал перемирия в Сирии вызвал новый кризис в отношениях России и Запада. Эскалации дипломатического конфликта способствовали заявления руководства США, возложившего на Москву ответственность за уничтожение гуманитарного конвоя ООН в Алеппо. Глава Белого дома Барак Обама и его союзники в своих выступлениях на 71-й сессии Генассамблеи ООН усилили давление на РФ, обвиняя ее в поддержке президента Сирии Башара Асада, политику которого Запад считает главной причиной продолжающейся пятилетней войны. В этой ситуации Москва вынуждена искать способы переломить ситуацию как в рамках общеполитической дискуссии в Нью-Йорке, так и в диалоге с западными партнерами. В среду вечером Минобороны РФ высказало предположение, что удар по автоколонне ООН мог нанести беспилотник типа Predator, принадлежащий антитеррористической коалиции во главе с США.
Сирийский кризис остается ключевой темой на Генеральной Ассамблее ООН, проходящей в Нью-Йорке с участием лидеров и высокопоставленных представителей 135 государств. Инцидент с гуманитарным конвоем, происшедший на фоне срыва нового перемирия (подробнее об этом см. “Ъ” от 21 сентября), придал дебатам особую остроту. В выступлениях политиков и дипломатов на форуме сквозит все большая озабоченность. Большинство заявлений сводится к тому, что события в Сирии перечеркивают последние дипломатические наработки и делают бессмысленными дальнейшие усилия по мирному урегулированию.
В этой ситуации глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер был вынужден признать: мировым державам еще предстоит выяснить, есть ли шанс вернуться к переговорам о сирийском перемирии «или это уже безнадежно». В то время как его британский коллега Борис Джонсон видит только одну возможность положить конец насилию — придерживаться российско-американского плана, глава МИД Франции Жан-Марк Эро считает: переговорщики достигли предела возможностей.
В условиях, когда договоренность о перемирии, достигнутая госсекретарем США Джоном Керри и главой МИД РФ Сергеем Лавровым, фактически перестала действовать, риторика западных партнеров в адрес России заметно ужесточилась. Заместитель советника Белого дома по национальной безопасности Бен Родс, комментируя инцидент с уничтожением гуманитарного конвоя ООН в районе Алеппо, заявил: «Мы возлагаем на российские власти ответственность за авиаудары в этом воздушном пространстве, учитывая их обязательство в рамках соглашения о прекращении боев прекратить любые операции с использованием авиации там, где доставляется гуманитарная помощь».
По словам господина Родса, имеющаяся у американской стороны информация доказывает: удар по конвою был нанесен именно с воздуха. «Это означает, что только две стороны могут быть ответственны за случившееся — Сирия или правительство России»,— заметил заместитель советника Белого дома. Он отверг утверждение официального представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова, согласно которому трагедия с конвоем стала «прямым следствием пожара груза».
Наиболее радикальные обвинения в адрес Москвы прозвучали из уст двух неназванных чиновников в администрации США, которых цитируют западные СМИ. Сославшись на данные разведки, они сообщили, что в момент удара по гуманитарной колонне в воздухе находились два российских боевых самолета Су-24. По их мнению, это заставляет сделать вывод о прямой причастности к инциденту России.
Парируя подобные обвинения, принимающий участие в работе Генассамблеи ООН глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что ни ВКС России, ни сирийские боевые самолеты не имеют к истории с гуманитарным конвоем под Алеппо никакого отношения.
«Наши военные уже сделали соответствующие заявления, что наша авиация там не работала. Сирийская авиация работать не могла, потому что атака на конвой произошла в темное время суток. Сирийские ВВС в это время не летают, у них таких возможностей нет, и атака произошла в тот момент, когда гуманитарный груз уже разгружался в восточном Алеппо»,— напомнил господин Лавров.
Между тем поставить вопрос об «ответственности России» — причем не только за эскалацию в Сирии, но и за другие международные кризисы — попытался в своей прощальной речи на Генассамблее ООН и президент США Барак Обама. По его словам, Москва «пытается вернуть себе былое величие при помощи силы», игнорируя принципы международного права. Прозвучавшее вслед за речью Барака Обамы выступление президента Франции Франсуа Олланда было еще более бескомпромиссным. Он недвусмысленно указал на Россию, заявив, что в продолжающейся войне в Сирии виноваты режим президента Асада и «те, кто за ним стоит».
«Я обращаюсь к его иностранным союзникам, которых все здесь знают: они обязаны продавить мирное решение. В противном случае они будут нести ответственность вместе с режимом за раздел Сирии и за последующий хаос в ней»,— предупредил господин Олланд.
Последним подтверждением того, что после провала перемирия Запад начинает новую дипломатическую атаку на Москву, стала колкая ремарка госсекретаря США Джона Керри в адрес его российского коллеги Сергея Лаврова. Глава Госдепа сообщил, что будто бы побывал в «параллельной вселенной», слушая в Совбезе ООН выступление российского министра, посвященное ситуации в Сирии.
В среду вечером Минобороны РФ перешло в контратаку, обнародовав ответные серьезные обвинения в адрес действующей в Сирии международной антитеррористической коалиции во главе с США. По словам официального представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, 19 сентября в момент атаки на гуманитарный конвой ООН в окрестностях Алеппо в этом районе находился беспилотник типа Predator, способный наносить удары по наземным целям.
Как утверждает генерал Конашенков, «ударный беспилотник международной коалиции, взлетевший с турецкой авиабазы Инджирлик», двигался со скоростью около 200 км/ч на высоте 3,6 тыс. м. «Летательный аппарат был идентифицирован нашими системами контроля как беспилотник типа Predator»,— сообщил представитель Минобороны. И добавил: «Аппарат зашел в район населенного пункта Орем-аль-Кубра, где находилась автоколонна, за несколько минут до ее возгорания. И ушел спустя около 30 минут».