Игоря Трунова сочли проблемой адвокатуры
Известному защитнику прекратили полномочия
Совет адвокатской палаты Московской области (АП МО) подтвердил решение квалификационной комиссии АП о лишении известного защитника Игоря Трунова адвокатского статуса. Члены комиссии решили, что он нарушил кодекс адвокатской этики, обвинив в феврале этого года на пресс-конференции некоторых своих коллег в коррупции и "сращивании" с правоохранителями. Сам Игорь Трунов считает, что лишился статуса потому, что оспаривал в арбитраже переизбрание на пост председателя областной коллегии Алексея Галоганова, который до этого уже возглавлял ее около полутора десятков лет.
Как уже сообщал "Ъ", 12 июля квалификационная комиссия АП МО вынесла заключение о том, что в ряде своих публичных выступлений известный адвокат Игорь Трунов нарушил целый ряд статей Кодекса профессиональной этики адвоката, в связи с чем его следует лишить адвокатского статуса. Основанием послужила пресс-конференция Игоря Трунова "Проблемы адвокатуры России", прошедшая 2 февраля текущего года. В ходе нее господин Трунов, в частности, заявил, что адвокатура "срослась с правоохранительными органами" и стала "абсолютно ручной". А с учетом "коррупционной составляющей" в работе следствия некоторые из коллег господина Трунова, по его утверждению, якобы превратились в "несунов".
Еще одной темой тогдашнего выступления господина Трунова стал порядок назначения глав адвокатских палат России. Недовольство адвоката, в частности, вызвало то обстоятельство, что некоторые из них занимают посты руководителей палат с превышением предельного срока. В частности, по мнению господина Трунова, подобная ситуация сложилась и в областной адвокатской палате. "Президент Алексей Галоганов уже четыре срока является президентом АП МО, а также вице-президентом Федеральной палаты",— отмечал господин Трунов. Сам он обжаловал в арбитражных судах очередное переизбрание в 2015 году господина Галоганова президентом АП МО, но неудачно.
Стоит отметить, что скандальная пресс-конференция проводилась накануне заседания квалификационной комиссии областной палаты адвокатов, которая должна была рассматривать дисциплинарное дело самого господина Трунова и его партнера Людмилы Айвар, работой которых был недоволен один из их бывших клиентов. Но тот забрал свое заявление, и заседание квалификационной комиссии не состоялось.
Зато через несколько месяцев два десятка членов АП МО написали на имя президента палаты Алексея Галоганова письмо с требованием привлечь Игоря Трунова к дисциплинарной ответственности за нарушение Кодекса профессиональной этики адвоката. В частности, за нелицеприятные высказывания в адрес коллег на пресс-конференции 2 февраля. В результате на заседании квалификационной комиссии 12 июля все ее 15 членов сочли эти высказывания Игоря Трунова причиняющими ущерб "авторитету адвокатуры". Комиссия пришла к выводу, что Игорь Трунов нарушил п. 4 ст. 7 закона об адвокатуре, в связи с чем должен быть лишен статуса адвоката. Это решение должен был подтвердить совет адвокатской палаты, заседание которого было назначено на 24 августа, однако в назначенный срок не состоялось. "Игорь Леонидович (Трунов.— "Ъ") тогда заболел,— пояснила "Ъ" Людмила Айвар,— а я не могла представлять его интересы, поскольку была очень занята в процессе, который проходил за пределами Москвы. Из-за этого очередное заседание членов совета было назначено на 21 сентября. Однако лишение Игоря Леонидовича статуса адвоката спустя почти восемь месяцев после пресс-конференции незаконно". Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката, пояснила госпожа Айвар, срок давности привлечения защитника к ответственности по подобным поводам истек в начале сентября.
Сам Игорь Трунов заявил "Ъ", что обязательно обжалует решение квалификационной комиссии и совета АП МО. "Я считаю, что порочны основания для лишения меня статуса адвоката, поскольку нарушить профессиональную этику можно только в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей,— пояснил господин Трунов.— К примеру, нарушением профессиональной этики может быть оскорбление коллег или судьи в ходе судебного процесса, но не на пресс-конференции, проведение которой можно рассматривать как общественную деятельность".
Игорь Трунов отметил, что теперь не сможет принимать участие в уголовных процессах. Однако для участия юриста в гражданских делах о возмещении ущерба потерпевшим, на которых он специализируется (напомним, Игорь Трунов представляет интересы потерпевших по делам об авиационных катастрофах и терактах), по словам бывшего адвоката, достаточно иметь доверенность от клиентов.
Касаясь вопроса о перспективах восстановления адвокатского статуса в российских судах, господин Трунов заметил "Ъ", что "не испытывает особого оптимизма". "Хотя суды стараются не вмешиваться во внутренние дела адвокатуры, перспектива плачевная,— заявил господин Трунов.— ЕСПЧ — вот единственная инстанция, где можно чего-то добиться. Но процедура там длительная". В этой связи Игорь Трунов заметил, что будет проще вновь подать заявление на вступление в другую коллегию, но по закону это можно сделать только через три года.