Uber подкатил к Воронежу
Американский сервис по вызову такси выходит на рынок Черноземья
Со вчерашнего дня в Воронеже начал работать международный сервис по онлайн-заказу автомобилей с водителем Uber. Представители компании, не вдаваясь в подробности, заявляют о намерениях «быстро стать лидерами» регионального таксомоторного рынка объемом до 3 млрд руб. Местные участники и эксперты считают, что новый игрок составит серьезную конкуренцию уже работающим в облцентре сервисам онлайн-заказа, но не профессиональным таксопаркам. А перспективную долю Uber на рынке оценивают в 5-10%.
Uber начал принимать заказы в Воронеже с 8.00 среды. Одним из первых клиентов сервиса стал корреспондент „Ъ“. «С восьми до одиннадцати утра я просто сидел и читал книжку, по всему городу было только несколько заказов», — сказал один из водителей сервиса. Он также пожаловался на порой нестабильную работу приложения для водителей и непрозрачную схему перевода им денег от клиентов. По словам собеседника „Ъ“, безналичная оплата поездок списывается с пластиковых карточек клиентов на счета оператора, а раз в неделю ее перевода ждут водители.
На посвященной началу работы сервиса в городе пресс-конференции Михаил Фишер, региональный директор Uber по развитию в России, говорил о желании компании стать монополистом на региональном профильном рынке. «Мы не ставим себе конкретных целей, хотим стать лидером рынка», — заявил вчера господин Фишер. По его словам, своими конкурентами компания считает не других участников рынка, а «постоянно требующие денег и нервов малоэффективные» личные автомобили.
Сославшись на коммерческую тайну, он предпочел не называть долю рынка, которую планирует занять компания, и количество водителей-партнеров, которые должны сотрудничать с сервисом. Объем вложений в запуск нового региона и создание представительства в Воронеже (офиса и небольшого обучающего центра для водителей) представитель Uber также раскрывать не стал: «Мы непубличная компания и иногда этим пользуемся».
Сейчас в Воронеже для клиентов сервиса доступен только бюджетный класс UberStart. По словам представителя компании, это «нестарые иномарки или новые отечественные авто, такие как Lada X-Ray или Lada Vesta». В России (в частности, в Москве) автомобили Uber разделяются на другие два класса: комфорт UberX (иномарки вроде Hyundai Solaris и Ford Focus) и представительский UberBlack (например, Mercedes E/S-Class, Audi A6/A8). «Скорее всего, в Воронеже тоже появится более высокий класс, но я не уверен, что это произойдет до конца нынешнего года», — рассказал господин Фишер.
Объем таксомоторного рынка аналогичного Воронежу города-миллионника, по словам управленца Uber, составляет 200–400 тыс. поездок в неделю со средним чеком в 120–150 руб. Это заказы на сумму от 1,2 до 3,1 млрд руб. в год, подсчитал „Ъ“.
Между работающими в Воронеже онлайн-сервисами серьезная конкуренция: игроки в борьбе за клиента держат невысокие цены, многие водители одновременно работают с несколькими брендами, выбирая более выгодные для себя заказы.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал полагает, что Uber в Воронеже на первых порах сможет занять 5–10% рынка. «На текущем этапе маловероятно, что сервис сможет составить серьезную конкуренцию автопаркам. Но в городе, например, работает значительно демпингующие сервисы “Яндекс.Такси” и Gett . Они станут основными конкурентами Uber».
Специализирующийся, в частности, на воронежском рынке такси консультант по стратегическому маркетингу (сотрудничает с крупнейшим воронежским таксопарком, включающим бренды комфорт- и бизнес-класса «Желтое такси» и «Эрмитаж») Людмила Утицких считает, что Uber в регионе будет конкурировать только с представителями экономсегмента — такими же онлайн-сервисами и «частниками». «Больше половины поездок в Воронеже выполняют именно бюджетные перевозчики, например “Везет” и “Сатурн”. В этот же сегмент попадает и Uber, — говорит госпожа Утицких. — Мы не очень переживаем по поводу экспансии сервиса на воронежский рынок. У Uber и у традиционных таксопарков разная аудитория. К нам идут клиенты, не жалеющие денег в обмен на гарантированный комфорт, статус и безопасность, мы тратим значительные средства на обучение водителей, их медицинское освидетельствование и регулярное обслуживание техники. И наши водители никогда не станут изливать пассажирам душу, например, о ценах на бензин».
По оценкам аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, пассажирскими перевозками в Воронеже занимаются примерно от 4 до 4,5 тыс. легальных и нелегальных таксистов. Объем рынка он оценивает в 2,9 млрд руб. в год. «Uber быстро получит долю в 10% за счет самого активного населения, легко воспринимающего инновации, а затем будет наращивать долю на 5% в год. Потолок, я думаю, это 30–35%». Господин Антонов отметил, что сервис может составить серьезную конкуренцию тем автопаркам, «которые не отслеживают отзывы пассажиров о сервисе, не готовы принимать оплату картами». «Такие сервисы, как Uber, в мировой практике лишь на первых порах вызывали активное противодействие со стороны таксопарков, — говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — Со временем и частный извоз, и таксопарки сумели интегрироваться в новые реалии и сегодня работают с крупнейшими службами. Скорее всего, по аналогичному сценарию пройдет и Воронеж».
Uber пока не собирается заходить в другие облцентры Черноземья. «Для нас в приоритете города-миллионники. В России остался один такой город, где мы не представлены, — это Волгоград. Есть планы по заходу в города с населением более 500 тыс. человек, но это еще не скоро», — сказал вчера Михаил Фишер.
Что ждет Uber на воронежском рынке
Uber — сервис персональных водителей, который работает через мобильное приложение по партнерской модели с индивидуальными предпринимателями и транспортными компаниями. Частные водители (ИП или юрлица) аккредитовываются в системе и получают по безналичному расчету 80% от стоимости каждого заказа. Компания основана в Сан-Франциско (США) в 2009 году и сегодня представлена более чем в 300 городах и 57 странах мира. Среди услуг компании — подача машин «на каждый день», обычных такси, машин представительского и люкс-класса. В декабре 2013 года компания вышла на рынок Москвы, в июле 2014 года — Санкт-Петербурга.
Uber стал уже вторым международным игроком таксомоторного рынка Воронежа и одним из пяти представительств крупных онлайн-сервисов заказа такси в облцентре. В начале сентября в облцентре начал работать международный сервис Gett, организованный по аналогичным с Uber принципам. Впрочем, из-за недостатка водителей заказанного автомобиля, по наблюдениям „Ъ“, приходится ждать иногда не менее 30 минут, а в час пик заказы вообще перестают передаваться таксистам. С 2013 года в Воронеже работает сервис онлайн-заказа «Яндекс.Такси». Ранее малозаметный, в последние полгода он активно вкладывался в развитие своего воронежского представительства: перевел в Воронеж из Москвы несколько десятков автомобилей и привлек к сотрудничеству штатных водителей. Уже несколько лет в Воронеже работает сервис онлайн-заказа автомобилей «Везет» (приложение Rutaxi) и такси «Сатурн» (ранее Red taxi, приложение ТapTaxi). Они оба расположены в нижнем ценовом и качественном сегменте, работают в основном с оплатой наличными.