РЖД сэкономит на детсадах
Компания избавляется от непрофильных активов
ОАО РЖД в рамках кампании по избавлению от непрофильных активов передает объекты социальной сферы региональным властям. Глава компании Олег Белозеров говорит, что это поможет сокращению расходов компании. Эксперты предупреждают, что у регионов может не хватить средств на поддержание на прежнем уровне переданных объектов социальной сферы, но отмечают повсеместную тенденцию к избавлению от избыточных расходов.
ОАО РЖД безвозмездно передаст регионам ряд объектов, не относящихся к деятельности компании, сообщил вчера президент ОАО РЖД Олег Белозеров: «У нас концепция непрофильных активов была рассмотрена. У нас есть и детские сады, и путепроводы, и в ряде случаев нам удобно в регионы их отдать, потому что мы с них налоги платим».
В апреле 2016 года монополия уже передала на баланс Амурской области несколько объектов медицины, спорта, культуры и жилые дома. В августе СМИ сообщили, что по просьбе главы Бурятии Вячеслава Наговицына РЖД безвозмездно отдает региону 23 объекта стоимостью свыше 100 млн руб., в том числе 6 объектов здравоохранения, 7 — образования и 5 — социального назначения. 13 сентября господин Белозеров передал безвозмездно Тульской администрации два детсада, физкультурно-спортивный комплекс «Локомотив» и здание амбулатории. Московская железная дорога (МЖД) планирует передать в муниципальную собственность один из пяти ведомственных детсадов в Брянске. Однако, заявили в МЖД, безвозмездная передача объекта невозможна: железнодорожники готовы продать дошкольное учреждение и относящийся к нему земельный участок площадью 6,7 тыс. кв. м по остаточной стоимости — около 3 млн руб.
В департаменте здравоохранения Москвы на запрос “Ъ”, поступали ли в ведение объекты недвижимости, ранее относящиеся к РЖД, сообщили, что «информации об издании таких документов и предложений в департамент здравоохранения не поступало». В московских детсадах, относящихся к РЖД, с удивлением узнали о «концепции непрофильных активов». Но в одном из детсадов Московской области “Ъ” сообщили, что «планы по передаче детского сада городу обсуждаются, однако, когда это произойдет, неизвестно». Собеседник “Ъ” не исключил, что после передачи муниципалитету детского учреждения, где из-за специфики работы на железной дороге функционируют круглосуточные группы, режим «может измениться»: «Это решит город».
«РЖД, несомненно, не должна нести на себе избыточную финансовую нагрузку»,— полагает гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «Когда говорится о передаче медицинских и социальных объектов регионам, подразумевается очищение баланса монополии,— объясняет он.— Это положительный момент». Однако, подчеркнул эксперт, любая оптимизация «должна иметь предельные ограничения»: «Например, когда это специализированная больница или круглосуточный детский садик. Если передача таких объектов не ущемляет РЖД в выполнении функции предрейсового осмотра локомотивных бригад, возможности сотрудника воспользоваться круглосуточным детским садом, это действительно является оптимизацией». Но, если, по его словам, передача объекта ставит под угрозу безопасность движения, «когда осмотр проводят в условиях аутсорсинга, круглосуточные детские сады становятся обычными», это серьезный минус. Господин Иванкин напомнил, что компания в течение длительного времени тратила «немалые средства на социальную сферу»: «Превалировал принцип замкнутого цикла — все должно было быть своим — и железнодорожники чувствовали социальную защищенность». При новом руководстве поменялась позиция в отношении социальной сферы, считает эксперт. Он опасается, что у регионов не хватит денег на поддержание переданных объектов на прежнем уровне: «Соцобъекты придут в упадок, а вложенные средства будут просто утрачены».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает, что у РЖД и так «уже давно не так много больниц и детсадов»: «Идет нормальный процесс. МГУ, например, тоже избавился от поликлиники. Это избыточные расходы. Вопрос в том, скольких объектов это коснется,— когда это станет известно, тогда и можно будет судить о последствиях».