ФАС хочет отобрать у «Аэрофлота» направления «Трансаэро»
Билеты могут подешеветь
Этой осенью в России могут подешеветь авиабилеты. Это произойдет из-за роста конкуренции на рынке, считают эксперты, опрошенные «Коммерсантъ FM». В конце октября «Аэрофлоту» придется отдать прибыльные международные рейсы другим авиакомпаниям. На этом настаивает Федеральная антимонопольная служба. По мнению ФАС, государственный перевозчик должен отказаться от 56 направлений. Эти маршруты перешли к группе «Аэрофлота» от авиакомпании-банкрота «Трансаэро». Допуски были выданы на один год. Если Росавиация не сделает исключение, после перераспределения рейсов цены пойдут вниз. Так считает ведущий научный сотрудник «Института экономики транспорта и транспортной политики» Высшей школы экономики Федор Борисов.
«Поддержание благоприятной конкурентной среды, в принципе сохранение конкуренции благоприятно влияет на стоимость в долгосрочной перспективе. Как ни странно, это в большей степени поможет сохранить конкуренцию на внутрироссийских маршрутах. Потому что, получив выгодные международные направления, российские авиакомпании, которые летают внутри России, могут себя чуть свободнее чувствовать в плане своих ценовых возможностей, установления цен на внутрироссийских маршрутах», — уверен Борисов.
В конце прошлого года пассажиров обанкротившейся «Трансаэро» вывозил именно «Аэрофлот». Прибыльные международные маршруты — это своего рода компенсация, считают в компании. При этом «Аэрофлот» хочет оставить себе эти направления еще на пять лет, чтобы возместить убытки полностью, сообщила корреспондент газеты «Коммерсантъ» Елизавета Кузнецова.
«"Аэрофлот" получил 56 самых прибыльных зарубежных направлений на популярные азиатские курорты, такие как Бангкок и Пхукет, европейские направления и направления в Северную Америку – Майами, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. "Аэрофлот" уже подал заявку в Росавиацию на продление допусков по этим маршрутам, в то же время авиакомпания подчеркнула, что в мае она отказалась от 13 направлений. В принципе, "Аэрофлот" всегда подчеркивает, что не хочет быть монополистом на рынке и готов всегда поделиться направлениями», — отметила Кузнецова.
Прошлой осенью глава ФАС Игорь Артемьев признал, что после банкротства «Трансаэро» доля «Аэрофлота» на рынке выросла до 50%. Проблема, впрочем, в том, что немногие авиакомпании захотят забрать зарубежные маршруты у «Аэрофлота», так считает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
«Практически ни у кого нет достаточного количества больших дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов, какие были у "Трансаэро". Даже если по какому-то маршруту летает единственный "Аэрофлот", все равно он конкурирует с иностранным перевозчиком, который летает по этому же маршруту. В общем-то, цены чаще всего продиктованы рынком, спросом и платежеспособностью населения. Рынок сегодня для авиакомпаний негативен, и они несут огромные убытки, и спрос сейчас, к сожалению, снижается и падает», — рассказал «Коммерсантъ FM» Гусаров.
Пока спрос на перелеты растет только внутри страны. По данным Росавиации, за первые семь месяцев этого года перевозки пассажиров по стране увеличились почти на 6,5%. На международных направлениях пассажиропоток упал более чем на 26,5%.