Бюджет вывели на Манеж
В столице прошел Московский финансовый форум
Российский Минфин при поддержке столичного правительства обзавелся собственной выездной дискуссионо-презентационной площадкой — вчера под стенами Кремля, в Манеже прошел первый Московский финансовый форум. Интерес к мероприятию подогрели обещания Минфина раскрыть подробности едва сверстанного проекта бюджета-2017 и презентовать новую пенсионную реформу (о последней читайте в "Ъ" в понедельник). Впрочем, были на форуме дискуссии и непосредственно по его заявленной теме: "Курс на рост".
Глава Минфина Антон Силуанов признался, что новый ежегодный Московский финансовый форум сначала хотели проводить поближе ко Дню финансиста — 8 сентября. Однако в этом году из-за думских выборов сроки верстки бюджета сдвинулись, поэтому было решено отодвинуть и дату форума — чтобы, по словам министра, "можно было бы уже открыто обсудить" свежие наработки.
Впрочем, бюджетную картину 2017-2019 годов до ее утверждения на заседании правительства (оно намечено на 13 октября) Минфин вчера рисовал весьма скупыми мазками — оставляя многие частности за кадром. Расходы на "трехлетку" замораживаются на уровне этого года (порядка 15,7 трлн руб.), что позволит сокращать бюджетный дефицит на один процентный пункт в год. Поскольку социальные статьи сокращению не подлежат, остальные в 2017-2019 годы придется урезать на 6%, 9% и 11% соответственно.
В части доходов — налоги, как и обещал президент, в этот период расти не будут. Разве что с нефтяников и с "Газпрома" Минфин через корректировку механизма НДПИ планирует изымать дополнительно по 50 млрд руб. в год (способ еще не согласован с Минэнерго). Плюс от госкомпаний ведомство ждет большего — их принуждение к уплате дивидендов в 50% прибыли может приносить казне по 250-300 млрд руб. в год. Поскольку этих денег на закрытие бюджетных дыр не хватит, а запасы Резервного фонда близки к истощению, в следующем году Минфин намерен сразу втрое, до 1 трлн руб. нарастить привлечение чистых заимствований на внутреннем рынке. В последующие два года такой уровень заимствований сохранится — ведомство опасается значительного увеличения долга и не склонно его наращивать.
Финансовый форум, впрочем, не свелся к обсуждению бюджетной текучки — его тему устроители определили шире. На основной пленарной сессии топ-чиновники обсуждали среднесрочную экономическую политику, пытаясь показать собравшимся в зале представителям бизнеса и региональных минфинов перспективы ближайшие трех--пяти лет. Антон Силуанов с явным удовольствием сообщил о том, что в правительстве наконец возобладал консервативный подход к составлению бюджета: на все три года его параметры определены исходя из цены нефти ниже текущей — $40 за баррель. "Оптимизм абсолютно ни к чему",— провозгласил министр. Упрекнув международные организации, в том числе МВФ, в излишнем оптимизме при составлении прогнозов он заявил принцип импортозамещения и в этой сфере: "Строить планы нужно исходя из собственных прагматичных и консервативных прогнозов".
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина на сессии пересчитала риски для российской экономики. Это, конечно же, цены на нефть, переход Китая к модели меньшего потребления ресурсов, ну и главный — низкие темпы мирового экономического роста. "Мы страна с открытой экономикой, у нас доля экспорта почти 30% ВВП, мы зависим от мирового спроса",— пояснила глава ЦБ. Значительный российский рост, впрочем, и в благоприятных внешних условиях будет невозможен без структурных реформ — без них, по словам главы ЦБ, он составит максимум 1,5-2%. Конкретнее о содержании желаемых реформ она говорить не стала.
Их возможный перечень назвал глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. Он призвал не подстраиваться под низкие темпы мирового роста, а участвовать в новой технологической революции. "Темпы роста у нас ниже мировых, российская экономика будет скукоживаться, уровень жизни может остаться таким, как сегодня, или даже падать",— сказал господин Кудрин. Разворот к более производительной и эффективной экономике, над траекторией которого сейчас работает ЦСР, по его словам, может выглядеть следующим образом. Это изменения в госуправлении ("с такими проверками бизнеса стимулов для инвестирования мало"), увеличение вложений в инфраструктуру и в высшую школу ("качество университетов как инновационных центров не соответствует вызовам") и перестройка госкомпаний ("сейчас они скорее являются тормозом развития — не тратят сопоставимых с мировыми корпорациями сумм на инновации").