Банкам не дается объединение
Слияние «Юниаструма» и «Восточного» приостановлено
Проект объединения банков «Юниаструм» и «Восточный», о котором было объявлено этим летом, временно заморожен. Причины — качество активов обоих банков и неочевидность эффекта от синергии их бизнеса. Кроме того, по информации „Ъ“, нет согласия между сторонами о структуре собственников в будущем объединенном банке.
О том, что переговоры об объединении банков «Юниаструм» и «Восточный» приостановлены, „Ъ“ рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. По словам одного из них, это произошло в начале сентября после окончания проверки ЦБ в банке «Восточный». «У регулятора возникли вопросы к качеству активов, и сейчас ведется дискуссия на эту тему»,— говорит собеседник „Ъ“, близкий к банку «Восточный». Другой источник „Ъ“, знакомый с переговорами, уточняет, что у «Восточного», в свою очередь, есть вопросы и к качеству активов «Юниаструма» и после глубокого due diligence перспектива объединения совсем неочевидна. «Регулятор пока согласия на сделку не дал, так как нет четкого понимания того, как акционеры планируют закрывать существующие проблемы, которые после объединения никуда не исчезнут»,— добавляют собеседники „Ъ“.
Контролирующим акционером банка «Восточный» является фонд Baring Vostok (55,7%), 24,99% принадлежит банку «Юниаструм», 8,15% владеет фонд Russia Partners, еще 8,6% принадлежит четырем миноритариям и 2,5% — остальным акционерам. 80% акций «Юниаструма» принадлежат Артему Аветисяну, еще по 9,9% владеют Шерзод Юсупов и Юрий Данилов. «Юниаструм» стал акционером «Восточного» в мае текущего года, в июле было объявлено о планах по консолидации банков. По данным рейтинга «Интерфакс», по итогам первого полугодия «Восточный» занимал 46-е место по активам, «Юниаструм» — 63-е.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила объединение банков в начале августа. Причем, как отмечают собеседники „Ъ“, в ФАС направлялись два ходатайства — о присоединении «Восточного» к «Юниаструму» и наоборот. ФАС одобрила оба варианта, но у акционеров нет до сих пор согласия о том, какой вариант предпочесть. «Выбор одного из двух вариантов будет означать, что именно команда банка, к которому присоединяют, сохраняется»,— указывает один из собеседников „Ъ“. Формально «Восточный» крупнее «Юниаструма». При любом варианте консолидации банков «Юниаструм» получит около 40%, но в то же время Baring Vostok утратит контроль. Известно, что фонд Baring Vostok не заинтересован в инвестициях в российский актив и уже второй год намеревается полностью выйти из состава его акционеров. «Однако против слияния, в рамках которого у объединенного банка не окажется контролирующего акционера, выступают миноритарии банка „Восточный“, что осложняет переговоры по сделке»,— говорит один из собеседников „Ъ“.
Эксперты и вовсе сомневаются в необходимости слияния. «Мы оцениваем позитивно тот факт, что „Восточный“, видимо, прошел пик проблем с качеством кредитного портфеля и постепенно выходит на траекторию операционной безубыточности,— указывает аналитик агентства Moody`s Ольга Ульянова.— Но одним из факторов риска остается объявленное ранее намерение провести слияние с банком „Юниаструм“. Остается неясным, какого рода синергия могла бы быть получена в результате этой сделки, и вытекающая отсюда неопределенность внушает некоторые опасения». По словам аналитика агентства «Эксперт РА» Руслана Коршунова, идея объединения банков выглядит спорной и синергия бизнесов розничного «Восточного» и специализирующегося на МСБ «Юниаструма» неочевидна. Кроме того, у обоих банков есть существенные проблемы с качеством активов, которые нужно решать, добавляет он. Согласно российской отчетности на 1 сентября, уровень просроченной задолженности в розничном портфеле у «Восточного» и «Юниаструма» составлял 24% и 27% соответственно, а в корпоративном — 8% у обоих банков. В «Юниаструме» и Baring Vostok отказались от комментариев.