"Бук" отправили на юго-запад
Минобороны России считает, что малайзийский Boeing не сбивали с территории ДНР
Министерство обороны России представило вчера новые данные о катастрофе Boeing 777, сбитого над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года. По данным российских радиолокационных комплексов, рядом с разбившимся судном не было других военных самолетов, а ракета из комплекса "Бук" была запущена не из контролировавшегося сторонниками самопровозглашенной ДНР населенного пункта Снежное, на чем настаивает украинская сторона.
Новые данные о катастрофе малайзийского Boeing 777 представили вчера официальный представитель Министерства обороны Игорь Конашенков, начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан и заместитель главного конструктора Лианозовского электромеханического завода Виктор Мещеряков. Они представили запись с локаторов российского радиолокационного комплекса "Утес-Т", расположенного в поселке Усть-Донецк Ростовской области и управлявшего воздушным движением самолетов на трассах гражданской авиации.
"Никаких сторонних воздушных объектов радиолокатор не фиксировал",— рассказал господин Мещеряков, поставив таким образом крест на версии о том, что Boeing мог быть сбит украинским военным самолетом. Ранее эту версию приоритетным считал Следственный комитет. "После разрушения вторичный радиолокатор ошибочно "схватил" обломки, увидев в них дальнейшую расчетную траекторию полета — экстраполированные координаты",— пояснил эксперт, откуда могла взяться информация о том, что рядом со сбитым самолетом находился другой объект.
Генерал-майор Кобан, в свою очередь, уточнил, что радиолокационный комплекс зафиксировал также передвижения российского беспилотника "Орлан-10", который 17 июля 2014 года летал вдоль российско-украинской границы. По словам военного, технические характеристики беспилотника таковы, что засечь его локаторам было бы сложнее, чем ракету комплекса "Бук", которая предположительно и сбила Boeing. "Если бы малайзийский Boeing сбила ракета, выпущенная из любого района, находящегося восточнее точки катастрофы, то она была бы обнаружена российским первичным радиолокатором,— пояснил господин Кобан.— В период, предшествовавший крушению лайнера, приближения каких-либо воздушных объектов к нему с восточной стороны, в том числе со стороны населенного пункта Снежное, не обнаружено".
При этом, по его словам, российские локаторы не смогли бы засечь ракету "Бука", если бы она была запущена с южного или западного направления, то есть с территорий, контролировавшихся на момент катастрофы украинской армией. В октябре прошлого года похожую версию выдвигали и представители концерна ПВО "Алмаз-Антей", производителя ЗРК "Бук". Они, правда, были более конкретны в своих оценках и в качестве точки запуска ракеты называли населенный пункт Зарощенское. Представитель концерна Ян Новиков не стал тогда строить предположения, под чьим контролем находился пункт Зарощенское в момент крушения: "Можно констатировать, что есть вопросы... Снежное — почему-то четко ополченцы, Зарощенское — то одни, то другие". Замкомандующего корпусом минобороны ДНР Эдуард Басурин говорил тогда, что пункт Зарощенское на 17 июля 2014 года "находился под полным контролем подразделений ВСУ". Однако на обновляемых картах антитеррористической операции, которые два года назад ежедневно представляло Минобороны Украины, территория вокруг этого пункта по состоянию на 17 июля контролировалась силами ДНР.
Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков заявил, что все данные первичной геолокации будут переданы международному следствию. Украинскую сторону он при этом обвинил в попытке увести следствие "по ложному следу". "Украинская сторона неслучайно утаивает информацию, которая позволила бы установить полную картину. Рейс МН17 контролировался украинскими радиолокационными средствами, а также системой ПВО и находился под управлением украинских диспетчеров,— заявил господин Конашенков.— Киев до сегодняшнего дня так и не обнародовал информацию о расположении своих военных расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах военных диспетчеров, данные об активности в день катастрофы своих РЛС, о работе украинских систем ПВО и показания свидетелей".
Пресс-конференция в Министерстве обороны предшествовала публикации второй части доклада о ходе расследования крушения малайзийского самолета. Прокуратурой Нидерландов она будет опубликована 28 сентября. Имен виновных в трагедии в этих документах названо не будет, но ожидается, что международная комиссия по расследованию подробнее расскажет о типе комплекса, из которого был сбит самолет, а также назовет точное место, откуда был произведен запуск ракеты.