Неудивительное единообразие
В Госдуму от Самарской области прошли семь единороссов и один коммунист
В Госдуме нового созыва, как и прежде, будет восемь депутатов от Самарской области. Но если раньше это были четыре депутата «Единой России», двое — КПРФ и по одному — ЛДПР и «Справедливой России», то на этот раз от оппозиции регион будет представлен только коммунистом Леонидом Калашниковым, который получил мандат по списку. Во всех пяти одномандатных округах победу одержали представители партии власти, еще два кресла в нижней палате парламента займут единороссы-списочники. По мнению политологов, избирательная кампания оппозиции в Самарской области на этих выборах не была связана с реальными потребностями избирателей.
В минувшую пятницу ЦИК РФ опубликовал список депутатов, которые были избраны в Госдуму по итогам прошедших 18 сентября выборов. Согласно обнародованным данным, Самарскую область в нижней палате российского парламента, как и в прошлом созыве, будут представлять восемь депутатов. Однако среди них остался всего один представитель оппозиции, тогда как ранее у КПРФ было два мандата, и по одному — у ЛДПР и «Справедливой России».
Выборы в этом году впервые прошли по смешанной системе: половину депутатов — 225 человек — выбирали по партийным спискам, а другую половину — по одномандатным округам. В Самарской области во всех пяти победили представители «Единой России». Это заместитель министра образования и науки региона Надежда Колесникова (44,89 %), депутат Госдумы прошлого созыва Виктор Казаков (63,63 %), областной парламентарий Евгений Серпер (47,89 %), исполняющий полномочия главы реготделения «Единой России» Игорь Станкевич (46,71 %) и депутат тольяттинской гордумы, советник вице-президента АвтоВАЗа Владимир Бокк (34,70 %).
Еще два мандата в нижней палате парламента «Единая Россия» получила по спискам. Согласно данным ЦИК РФ, это Леонид Симановский и Владимир Гутенев. Оба работали в нижней палате парламента прошлого созыва.
На выборах в Госдуму по спискам за «Единую Россию» в Самарской области проголосовали 51,26 % избирателей, за КПРФ — 15,92 %, за ЛДПР — 14,23 %, за «Справедливую Россию» — 4,31 %.
Удалось сохранить мандат лишь коммунисту Леониду Калашникову. Он баллотировался в Госдуму в Тольяттинском одномандатном избирательном округе № 159, где проиграл кандидату от «Единой России» Владимиру Бокку около 4 % голосов избирателей. Однако господин Калашников также возглавлял список КПРФ в Самарской области. «Суммарно региональная группа КПРФ получила на выборах 314 415 голосов — это гарантированное место депутата Государственной думы. У нас первым в списке идет Калашников Леонид Иванович», — объяснял ранее секретарь самарского обкома КПРФ Алексей Лескин.
Либерал-демократы, которые в Самарской области набрали всего примерно на полтора процента меньше, чем коммунисты, остались в новом созыве без мандатов. «В первую очередь, это связано с изменением избирательной системы, когда только половина депутатов избирается по партийным спискам», — считают в реготделении партии. Однако лидер самарских либерал-демократов Оксана Круглова напоминает, что в нижнюю палату российского парламента от ЛДПР переизбрался Михаил Дегтярев. В прошлом созыве он представлял Самарскую область, но на этот раз ему удалось сохранить кресло в Госдуме благодаря включению в общефедеральную часть списка партии. В реготделении ЛДПР уверяют, что господин Дегтярев «продолжит курировать Самарскую область, лоббировать интересы региона на федеральном уровне и отстаивать права его жителей».
Не будет представителя от Самарской области в Госдуме и у «Справедливой России». Ранее лидер самарских справороссов Михаил Маряхин заявлял „Ъ“: «главное, что „Справедливая Россия“ подтвердила статус парламентской партии». Стоит отметить, что возглавлявший региональный список «Справедливой России» Аднан Музыкаев вряд ли запомнился жителям Самарской области. За пять лет работы в нижней палате парламента прошлого созыва он не произнес ни слова, внес 29 законодательных инициатив, но все совместно с коллегами, и ни одна из них не касалась региона, от которого он избирался.
Политолог Эрнест Старателев считает, что избирательная кампания «Единой России» «в достаточной степени была сшита с работой представителей власти, с «„полевыми“ технологиями, и избирателю было понятно, за что голосовать», тогда как «кампания оппозиции на этих выборах не была связана с реальными потребностями избирателей».