ОСАГО переводят на ремонтные работы
ЦБ согласовал с Минфином окончательный вариант реформы автострахования
Финальный вариант изменений в закон об ОСАГО согласован двумя его реформаторами — Минфином и Банком России. В проекте, который будет предложен новой Госдуме на рассмотрение, усилена "ремонтная" составляющая: страховщик будет принимать решение платить пострадавшему ремонтом или деньгами. При этом в случае появления жалоб на качество ремонта ЦБ будет лишать компании права на выплаты в натуральной форме. По оценке Минфина, после принятия поправок свыше 90% страховых случаев в ОСАГО будет оплачиваться ремонтом.
Минфин согласовал с Банком России поправки к закону об ОСАГО. Напомним, изначально ведомство наметило масштабную реформу, в которой, в частности, полисы делились бы на три категории в зависимости от страховой суммы: от 400 тыс. руб. до 2 млн руб. (см. "Ъ" от 14 сентября). Как и предполагал "Ъ", такая реформа оказалась излишне грандиозной и к финалу дошла только ее "ремонтная" часть. Как следует из последней версии поправок (есть в распоряжении "Ъ"), итогом рассмотрения страхового случая в ОСАГО станет направление на ремонт. Возмещение вреда будет осуществляться на указанной потерпевшим в заявлении о страховом случае станции восстановительного ремонта — она будет выбрана потерпевшим "по согласованию со страховщиком". ЦБ выставит требования к таким станциям — сроки ремонта, территориальная доступность, сохранение гарантийных обязательств изготовителя автомобиля. По оценке Минфина, по итогам введения в действие поправок, которые будут внесены в Госдуму этой осенью, свыше 90% выплат в ОСАГО будут осуществляться в виде ремонта.
На вчерашнем совещании в ЦБ страховщики обсуждали с регулятором необходимость закрепления за компаниями права самостоятельно решать, как осуществлять возмещения в ОСАГО — в натуральной форме (ремонтом) или денежной выплатой. По информации "Ъ", главы крупных компаний доказывали регулятору в лице зампреда ЦБ Владимира Чистюхина и главы департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука необходимость перечислять выплату деньгами, в случае если станции резко поднимут цены или возникнет трудность с доставкой запчастей. "Представьте, что у страховщика заключены договоры с тысячами техстанций по стране,— говорит собеседник "Ъ", знакомый с ходом вчерашней дискуссии в ЦБ.— В этом случае неизбежны разного рода ситуации, когда проще заплатить деньгами". Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс подтвердил "Ъ" факт подобных обсуждений — по его словам, ЦБ "услышал" доводы страховщиков в этой части.
Впрочем, бесконтрольно определять, кому и как выплачивать возмещение в ОСАГО, страховщикам не удастся. Согласно поправкам, "в случае неоднократного в течение года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту транспортных средств Банк России вправе по основаниям и в порядке, установленном им, запретить такому страховщику осуществлять возмещение причиненного вреда в натуре... на срок до одного года путем выдачи соответствующего требования". О подобной норме на прошлой неделе говорил заместитель главы Минфина Алексей Моисеев. По его словам, большое количество жалоб автовладельцев и срыв сроков ремонта должны лишать страховщика права на натуральное возмещение.
Отметим, что от воплощения идей о делении полисов в зависимости от страховой суммы на три категории Минфин совсем отказываться не намерен: этот блок поправок будет рассмотрен в более поздний срок. Разделение полисов потребует пересмотра тарифов ОСАГО, а в предвыборные годы власти, по всей вероятности, на это не пойдут. Тем временем, к 2020 году, по словам господина Моисеева, правительство намерено вовсе отказаться от обязательных видов страхования — соответственно, перестанут регулироваться и тарифы по ним.