Туристический бизнес пошел в гору
Отели курорта Сочи показали рекордную заполняемость
По данным исследования компании JLL, летом 2016 года загрузка гостиниц в прибрежном кластере Сочи достигла 68%, в горном — 59%. В августе гостиницы в обоих кластерах зафиксировали равную рекордную заполняемость — 74%. При этом средний тариф прибрежного кластера вырос за два года почти в три раза — до 12 тыс. руб. за номер. По мнению экспертов, платежеспособные клиенты предпочли Сочи из-за худшего сервиса в Крыму, но открытие Турции снизит турпоток минимум на 15%. Туроператоры считают сервис в Сочи не соответствующим уровню цен и прогнозируют падение спроса на внутренние туристические направления.
Компания JLL представила анализ результатов июня — августа 2016 года на рынке качественных (4-5 звезд. — „Ъ“) гостиниц прибрежного и горного кластеров Сочи. По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяны Веллер, рынок качественных отелей Сочи продолжает выигрывать от увеличения спроса на внутренние туристические направления в России: «Этим летом объекты как в прибрежном, так и в горном кластерах зафиксировали беспрецедентно высокий уровень загрузки и тарифа. В долине заполняемость объектов в июне — августе в среднем составила 68% против 54% летом 2015 года, а в этом августе показатель достиг наивысшего уровня за три года — 74%».
По данным JLL, гостиницы Красной Поляны также приняли много туристов летом. Заполняемость в среднем за три месяца составила около 59%, продемонстрировав рост на 30% по сравнению с летом 2015 года. Загрузка объектов горного кластера в августе совпала с показателем приморских отелей и составила 74%. При этом средний тариф прибрежных гостиниц Сочи и Имеретинской долины значительно превысил цены горного кластера и достигал 12 тыс. руб. «Резкий рост по сравнению с предыдущими годами (средний тариф летом 2015 года находился на уровне 8,5 тыс. руб., 2014 года — 4,8 тыс. руб.) свидетельствует о том, что платежеспособный клиент также отдал предпочтение внутренним направлениям в нынешний отпускной сезон»,— пояснила Татьяна Веллер. Результаты за восемь месяцев в целом (январь — август 2016 года) показывают загрузку в 52% в прибрежном кластере против 42% за аналогичный период прошлого года в сочетании с ростом среднего тарифа на 2,8 тыс. руб.
По данным администрации города Сочи, результаты работы санаторно-курортной и туристской отрасли за 2016 год оказались выше прогнозируемых. В пляжный сезон Сочи принял около 4 млн гостей с показателем средней загрузки всех здравниц, включая экономсегмент, 94%, а в пик сезона до 99%. Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края от санаториев и отелей курорта превысили 2 млрд руб. с ростом на 22% к аналогичному периоду прошлого года. При этом власти Сочи рассчитывают на большой поток туристов и в зимний период. «Если в прошлом году горнолыжные курорты Красной Поляны приняли порядка 1,3 млн гостей, то уже сегодня, с учетом фактических продаж, можно уверенно сказать, что этой зимой на курорте побывают до 1,5 млн туристов»,— сообщили в администрации Сочи.
Гендиректор консалтингового агентства «Советник» Максим Орешин прогнозирует падение потока туристов в Сочи после открытия турецкого направления минимум на 15%. «Ценовая политика отелей привязана к спросу. Тот процент, который ранее предпочитал бюджетный отдых в Турции и Египте, оказался перед выбором между Сочи и Крымом и сделал выбор в пользу Сочи как более развитого инфраструктурно. Сыграла роль и близость курорта по сравнению с Крымом. И отельеры этим воспользовались, сразу задрав цены. Сейчас, когда открылась Турция, минимум 15% туристов поедут туда»,— считает господин Орешин.
По словам директора турагентства «Солнечный берег» Марины Оганесян, цены в Сочи по-прежнему не соответствуют уровню сервиса. «Мы крайне недовольны таким ростом цен при том уровне сервиса, который предоставляют отели, даже многозвездные. Как только у туристов появится возможность отдыхать в Турции и Египте, Черноморское побережье России потеряет тот процент, который можно было сохранить, если бы отельеры проявили гибкость».
Ранее „Ъ“ писал, что, по данным компании Trivago, средняя стоимость размещения в Анапе в августе выросла на 81% по отношению к маю, в Геленджике — на 94%, в Сочи — на 58%, в Анталье — на 9%, на Крите — на 72%, на Кипре — на 37%, в Греции — на 64%.