«За последние 20 лет мы превратили школу в комбинат бытовых услуг»
«Pro и Contra»: Отношения между родителями и педагогами должны быть зарегламентированы
Слово «услуга» в школе будет под запретом. Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Отношения между родителями и учителями пропишут в специальном регламенте, подчеркнула глава Минобрнауки. По ее словам, документ примут в кратчайшие сроки. Он будет содержать требования, которые родители могут предъявлять школе, и наоборот. Сейчас, как пояснила министр, отношения между семьей и учителями перевернуты «с ног на голову». Представитель движения «Московские родители» Оксана Пешкова и глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко в рамках программы «Pro и Contra».
Оксана Пешкова: «Насколько мне известно, так как у меня трое детей учится в школах, у нас уже очень давно принят такой институт в школе под названием "управленческий совет". В состав входят родители, учителя и непосредственно ученики. С помощью управленческого совета и всевозможных приказов и законов был разработан устав школы, в уставе школы регламентировано очень много положений касаемо взаимоотношений и родителей со школой. Поэтому я даже не представляю, чем еще можно регламентировать данные взаимоотношения. Когда мы учились в Советском Союзе, у нас, по-моему, вообще такой ерунды не было, и прекрасно учились, было очень хорошее образование. У меня как у матери нет какого-то ощущения, что нам оказывают в школе услугу. У меня ребенок ходит, его там учат, но вряд ли в моем понимании это услуга. И что еще регламентировать, я даже не могу представить».
«Сколько всего у нас излагается на бумаге, прописывается, регламентируется и так далее, но для того, чтобы это соблюдалось, мы должны быть идейно настроены. Так как очень много у нас конфликтов между родителями и учителями, это реально происходит. Я, например, смотрю на эту сторону так: богу — богово, кесарю — кесарево. Я не педагог, соответственно, я не могу учить. Я со своей стороны как мать обязана своему ребенку дать воспитание касаемо уважения к учителю, уважения к знаниям и того, что знания необходимы. Это моя ответственность, я с ней родилась, и это, конечно, можно регламентировать документально, но будет ли работать? У нас столько всего задокументировано, и ничего не работает»
Сергей Комков: «Мы за последние 20 лет превратили школу в комбинат бытовых услуг. И это очень опасное явление. Мы повели нашу российскую школу по американскому образцу и подобию. Там школа фактически является комбинатом бытовых услуг, и мы российскую школу тоже стали в него превращать. Мы привели ребеночка, вы, пожалуйста, дайте ему набор определенных знаний, вы за ним поухаживайте, мы вам за это заплатим денежки, вы его тут накормите, напоите, мы его потом заберем, чтобы он у нас был тут полностью присмотрен, в полном порядке. Уж все остальное вас не должно касаться. А вообще-то процесс образования — это триединый процесс: это процесс обучения, воспитания и развития. Об этом как-то все подзабыли. Школа — это далеко не комбинат бытовых услуг.
Что касается взаимоотношений семьи и школы, то это две составляющие одной части. Семья и школа должны быть едины в этом процессе. И в советский период существовало специальное положение о родительских комитетах. Родительские комитеты работали в каждой школе под руководством директора школы, председателя родительского комитета. И то, что существует управляющий совет, — это очень здорово. Но в подавляющем большинстве российских школ таких управляющих советов нет. И все это пущено на самотек, отношения строятся как попало и непонятно по какому принципу. Поэтому Ольга Юрьевна Васильева совершенно правильные сделала выводы».