Объединенных железнодорожников разделят по-новому
Минэкономики и Росимущество рисуют новую схему раздела ОТЛК
Как выяснил "Ъ", предложенная ОАО РЖД схема реорганизации Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, СП железнодорожных монополий РФ, Белоруссии и Казахстана) в формат "без активов" не устроила Минэкономики и Росимущество. Глава Росимущества Дмитрий Пристансков счел, что схема не вернет внесенные в ОТЛК "Трансконтейнер" и "РЖД-Логистику" под прямой контроль ОАО РЖД и не позволяет монополии получить дивиденды от этих активов. Минэкономики предлагает перевести бизнес ОТЛК в новую структуру в паритетном владении России, Казахстана и Белоруссии, а саму ОТЛК с российскими активами присоединить к ОАО РЖД.
Минэкономики выступило против схемы реорганизации ОТЛК по модели "без активов", предложенной ОАО РЖД. Об этом замминистра экономики, руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков на прошлой неделе сообщил в письме правительству, рассказал "Ъ" источник, знакомый с позицией министерства.
ОТЛК учреждена ОАО РЖД, "Казахстан темир жолы" (КТЖ, железные дороги Казахстана) и "Белорусскими железными дорогами" (БЖД) как логистическая компания и оператор вагонов и грузовых терминалов. Акционеры должны были внести в ОТЛК ряд активов, но это сделало только ОАО РЖД, внесшее 50% плюс две акции "Трансконтейнера" и 100% минус одну акцию "РЖД-Логистики" (РЖДЛ). В итоге ОАО РЖД в ОТЛК получило 99,84%, а КТЖ и БЖД, сделавшие взнос в 32,7 млн руб.,— по 0,08%. В ноябре 2015 года КТЖ предложили ОТЛК модель asset-light (без активов), чтобы та лишь управляла контейнерными сервисами, партнеры согласовали новую концепцию. В рамках процесса, в частности, акционеры должны достигнуть паритета в капитале ОТЛК через вывод за ее контур "Трансконтейнера" и РЖДЛ.
ОАО РЖД предложило разделить ОТЛК на четыре структуры, в каждой из которых будут сосредоточены отдельные активы — "Трансконтейнер", РЖДЛ, денежные взносы сторон в ОТЛК, а также дивиденды "Трансконтейнера" и РЖДЛ в пользу ОТЛК и текущая прибыль ОТЛК (см. "Ъ" от 9 августа). Их акционерами станут ОАО РЖД, БЖД и КТЖ — либо прямо, либо опосредованно через "ОТЛК-Контейнер" (одна из этих компаний, в которую уйдет пакет "Трансконтейнера"). Но Минэкономики и Росимущество выступили против этой схемы, говорит источник "Ъ", поскольку она не возвращает ОАО РЖД прямой корпоративный контроль над "Трансконтейнером" и РЖДЛ. Взамен ведомства предлагают свою схему.
Сначала ОАО РЖД и какая-то его дочерняя компания учреждают АО "ОТЛК-Новое", где монополии принадлежит 100% минус одна акция. Далее и КТЖ, и БЖД обменивают свои 0,08% ОТЛК на 33% "ОТЛК-Нового", ОАО РЖД выкупает одну акцию у соучредителя АО. Затем ОТЛК передает бизнес и персонал в "ОТЛК-Новое", а старое ОТЛК реорганизуется путем присоединения к ОАО РЖД. Таким образом, "Трансконтейнер" и РЖДЛ, равно как и их дивидендные выплаты, возвращаются под прямой контроль ОАО РЖД. Денис Ворчик из "Уралсиба" отмечает, что схема, в рамках которой "Трансконтейнер" и РЖДЛ оказываются под прямым контролем ОАО РЖД, облегчает монополии продажу этих активов, если такое решение будет принято, и получение дивидендов "Трансконтейнера".
В ОАО РЖД сообщили, что совместно с партнерами — КТЖ и БЖД — согласовали модель ОТЛК как модель без активов, "она уже так и работает", и сейчас задача — закрепить ее юридически. От комментариев по схемам там отказались. В Минэкономики "Ъ" пояснили, что вопрос в стадии согласования и итоговой схемы пока нет. По словам источника "Ъ", Минэкономики также направило предложения в Минтранс и ОАО РЖД и по результатам обсуждения представит в правительство проект директив.