Глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена создать новый регламент отношений между школой и родителями. Его суть, в частности, в том, чтобы понятие «оказание услуг учителями» ушло в прошлое. Кроме того, министр не раз говорила о том, что школа должна не только обучать, но и воспитывать подрастающее поколение. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе опасается перегибов.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Ольга Васильева — лидер медиарейтинга в августе. В обществе большой интерес к тому, что говорит министр образования. Вот, например, из последнего, что активно цитируют СМ: вернуть уборку классов, ввести регламент отношений между школой и родителями. Такое понятие, как «оказание услуг учителями», должно исчезнуть из обихода. Преподавание — не услуга. Это должны понять все: и ученики, и родители. Ранее в августе на встрече с патриархом глава Минобрнауки говорила о том, что школа должна формировать личность человека, а во время посещения мемориального комплекса Мамаев курган в Волгограде министр признала положительным советский опыт в части школьного воспитания подрастающего поколения. Таким образом, можно подвести некоторые итоги работы министра образования. Она находится в должности чуть больше месяца — с 19 августа.
Один из главных тезисов — это, конечно, не возвращение уроков труда и астрономии, а именно воспитание. Школа должна уделить этому, по крайней мере, не меньше внимания, чем просто обучению наукам. Экс-министр образования Владимир Филиппов в интервью «Коммерсантъ FM» напоминает, как звучит закон Российской Федерации.
«Это сам процесс воспитания и обучения. Обучение на втором месте, надо понимать, что ключевое слово для родителей, для семьи, насколько воспитан его ребенок. Не о том, сколько он знает видов дождевых червей по биологии, а насколько он воспитан, и поэтому теме воспитания, я думаю, сейчас будет уделено внимание, а это самое главное и для семьи, и для ученика, и, в конце концов, для общества», — уверен Филиппов.
Теперь главный вопрос — как и кого воспитывать в школе. Что делать — просто учить хорошему, доброму, вечному или же добавить патриотизма. Как именно? В законодательстве четких, базовых формулировок нет, оттолкнуться не от чего, как бы до перегибов не дошло. Владимир Филиппов предлагает решать задачу в комплексе.
«Я думаю, что надо проводить патриотическое воспитание не только в школе, а в целом в нашем обществе, с одной стороны — в школе, с другой стороны — в семье, а с третьей — в средствах массовой информации, как это делалось в советское время, то, что вы имеете в виду, с помощью фильмов, с помощью книг. Нельзя вешать только на одну школу патриотическое воспитание, а всем другим говорить: "Вот вы не занимаетесь, поэтому вас не обвиняем"», — заявил «Коммерсантъ FM» Филиппов.
В СССР была идеология — готовили строителей коммунизма. Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин. Учили, действительно, уступать место в метро и помогать старшим. Заставляли ходить строем и бить в барабаны, были и комсомольские оперотряды, которые следили, в частности, за внешнем видом учащихся, чтобы никакой неформальщины. Кому-то нравилось, кому-то нет. Но это нельзя было назвать идеальной системой воспитания подрастающего поколения. Может быть, сейчас, с учетом ошибок прошлого, получится лучше.