Снова поток
Сотрудничество
Турция сделала первый символический шаг к возобновлению спустя год проекта газопровода из России на свою территорию. Страна дала "Газпрому" разрешение на строительство морской части "Турецкого потока" в своих водах. Подписать межправительственное соглашение стороны рассчитывают во вторую неделю октября в Стамбуле, но эксперты считают, что делать Турцию транзитной страной довольно опасно.
В начале сентября "Газпром" получил первое разрешение от турецких властей на строительство морского участка газопровода "Турецкий поток". Турция выдала его в рамках подготовительных процедур по возобновлению проекта. Глава "Газпрома" Алексей Миллер отметил, что "данный шаг отражает заинтересованность турецкого правительства в проекте "Турецкий поток" и свидетельствует о переходе к его практической реализации". "Газпром" рассчитывает, что межправительственное соглашение по этому вопросу будет подписано в рамках Всемирного энергетического форума в Стамбуле 10-13 октября.
О заключении договора в октябре говорил и министр энергетики РФ Александр Новак, отмечая, что сейчас идет согласование этого документа и "дорожной карты". Но этого недостаточно для начала строительства. "Газпром" еще должен получить одобрение оценки воздействия на окружающую среду, а также решить вопрос с сухопутной частью проекта.
Это уже вторая попытка России и Турции построить газопровод между странами. В декабре 2014 года "Газпром" и турецкая Botas подписали меморандум о взаимопонимании по созданию трубы после того, как российская монополия из-за норм Третьего энергопакета отказалась от строительства газопровода South Stream из России в Болгарию. С декабря 2011 года у России уже имелось разрешение Турции на строительство южного коридора в ее территориальных водах. Разрешения касались прокладки отмененного газопровода South Stream (большая часть "Турецкого потока" должна быть уложена по маршруту South Stream). А 22 июня 2015 года страна дала добро на инженерные изыскания в экономической зоне и территориальных водах Турции для того участка "Турецкого потока", который будет проложен по новому маршруту по дну Черного моря (от точки, где South Stream должен был поворачивать в сторону Болгарии).
Изначально газопровод должен был включать четыре нитки по 15,75 млрд куб. м в год от Анапы до европейской части Турции через Черное море. Далее предполагались разные варианты поставок газа через Грецию в Южную Европу. Но переговорный процесс компаний шел тяжело, и после нескольких месяцев без заметного прогресса "Газпром" в середине 2015 года сократил мощность до двух ниток. А потом Анкара настаивала, чтобы речь шла уже только об одной ветке, газ из которой будет полностью потребляться на турецком рынке. Фактически она должна была заменить те 14 млрд куб. м газа, которые Россия сейчас поставляет в Турцию по западному маршруту через Украину. Срок действия контракта на транзит газа из РФ в Европу по нему истекает в конце 2019 года, и "Газпром" говорил, что он может быть не продлен.
Второй серьезной темой для разногласий являлась цена на газ. Турция была готова закупать больше российского газа и уже примеряла на себя роль транзитера, но требовала существенной скидки на газ, которую "Газпром" отказывался предоставить. Точку в переговорах поставил происшедший 24 ноября 2015 года инцидент, когда турецкий F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24. Спустя четыре дня указом президента Россия ввела в отношении Турции санкции. Был ограничен ввоз отдельных турецких товаров, чартерные воздушные перевозки между странами были отменены, а в декабре был свернут "Турецкий поток". Параллельно Россия договорилась о строительстве еще двух веток Nord Stream в Германию и Северную Европу.
Впрочем, о "Турецком потоке" вновь заговорили уже в середине января. Тогда министр энергетики Александр Новак подтвердил, что Россия по-прежнему рассматривает возможность строительства газопровода, "если будет окончательно проявлена заинтересованность от европейских и турецких партнеров". Чиновник сделал акцент на решении ЕК и группы министров энергетики бывших стран--участниц отмененного South Stream, которые как раз решали, как диверсифицировать газоснабжение Южной Европы.
В конце июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину письмо с извинениями за гибель пилота сбитого Су-24 Олега Пешкова, которых ждали в Москве с момента инцидента. После этого отношения стран стали стремительно налаживаться. Переговоры по "Турецкому потоку" возобновились и фактически вернулись в ту точку, на которой закончились в прошлом году. В частности, речь шла только об одной нитке трубы. Такой вариант нерентабелен для "Газпрома" и самой Турции, так как газ по ней пойдет только на внутренний рынок страны, в то время как вторая нитка, на которой настаивает "Газпром", может обеспечить газом Балканы и юг Италии.
Как заявлял в середине сентября зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, в монополии рассчитывают запустить строительство газопроводов "Турецкий поток" и Nord Stream-2 в конце 2017 года. Срок завершения намечен на 2019 год. По словам топ-менеджера, "что касается второй нитки или в перспективе дополнительных ниток, это уже задача Европы вместе с Турцией определиться в объемах, сроках и назначении". По его словам, пока "Газпром" не планирует привлекать партнеров к строительству первой и второй ниток "Турецкого потока". Господин Медведев отметил, что стоимость проекта будет ясна после завершения всех процедур. Он подчеркнул, что сейчас речь не может идти о предоставлении Турции скидки на газ, с учетом того что стоимость газа на NBP (National Balancing Point) дешевле $100 за 1 тыс. куб. м.
Эксперты и раньше высказывали сомнения в привлекательности строительства газопровода через Турцию, обращая внимание на то, как тяжело обо всем договариваются стороны. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечал, что замыкать на Турцию транзит российского газа в Европу по южному маршруту нецелесообразно. По его мнению, строить две нитки газопровода через Турцию и превращать ее в транзитную страну — "опасная история". Правильнее было бы построить одну нитку газопровода в Турцию, а вторую — в Болгарию и далее через перемычку в Грецию, считает эксперт.
Помимо "Турецкого потока" на фоне потеплевших отношений между Москвой и Анкарой "Газпром" заинтересовался строительством новых или покупкой действующих газовых электростанций в Турции. "Мы заинтересованы в том, чтобы на определенных условиях участвовать в проектах энергетики. Тем более что сейчас, когда цены упали, в Турции интерес к электрогенерации на газе еще больше вырос, чем он был раньше",— сказал Александр Медведев.
Наладить отношения с "Газпромом" не против и Болгария. Страна была ключевой в рамках строительства газопровода South Stream и сначала разрешила России строить трубу на своей территории, но затем под давлением ЕК и США заморозила стройку. Теперь Болгария предлагает России 50% в будущем газовом хабе на своей территории. Об этом в начале сентября говорил глава местной газотранспортной компании "Бултрансгаз" Георгий Гегов. А премьер Бойко Борисов заявлял, что София "не позволит, чтобы крупнейшие газопроводы в Южной Европе шли в обход Болгарии". Болгария обсуждает с Еврокомиссией получение со стороны ЕК таких гарантий, которых требует Россия, и где будет четко записано, что болгарский газовый хаб может закачивать и российский газ.
И, как ни странно, Еврокомиссия уже согласилась допустить Россию на хаб. Руководитель департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт заявил, что площадка "может начать работать и без российского газа, но на позднем этапе это помешает его конкурентоспособности", так что "лучше, если бы российская сторона в этот проект включилась". При этом именно господин Борхардт является одним из авторов концепции хабовой торговли газом в ЕС, а также ряда положений Третьего энергопакета, которые осложнили работу "Газпрома" в Европе. В ответ глава "Газпрома" Алексей Миллер напомнил, что приоритетным по южному направлению для компании станет "Турецкий поток", а возрождение South Stream не обсуждается.