Сеанс очередного разоблачения
Страховщики Кубани выяснили причину ажиотажа на полисы ОСАГО
ОАО «Альфастрахование» провело расследование, подтвердившее, что очереди за покупкой полисов ОСАГО создаются искусственно. По заключению страховщиков, автовладельцы платят до 3 тыс. руб. за места в очередях, которые являются фальшивыми. В ГУ МВД по Краснодарскому краю поясняют, что не могут возбудить дело о мошенничестве в отношении организаторов очередей «из-за отсутствия состава преступления» и заявлений от потерпевших. Защищающие интересы автовладельцев общественные организации считают, что больше всего страхователи страдают не от очередей, а от дополнительно навязываемых услуг, и уверены, что только введение электронной продажи полисов решит проблему. Страховщики обещают, что купить полис ОСАГО по Интернету можно будет с 1 января 2017 года.
После обвинений в адрес ведущих страховщиков, работающих в Краснодарском крае, в умышленной организации очередей за полисами ОСАГО, прозвучавших в августе — сентябре со стороны Общероссийского народного фронта (ОНФ), проводившего рейды по офисам страховщиков, служба внутренней безопасности «Альфастрахования» провела расследование. Как рассказали „Ъ“ в пресс-службе компании, в сентябре от клиентов действительно поступали жалобы на наличие очередей за полисами, однако непосредственно в офисах компании большого количества посетителей не отмечалось и ежедневно обслуживались до 50 клиентов. «В течение двух недель наши сотрудники изучали ситуацию и выяснили, что в районе регистрирующих автомобили органов — МРЭО действуют мошенники. Они уверяют автовладельцев, что в офисах страховых компаний огромные очереди, и в подтверждение предъявляют списки из несуществующих „очередников”, одновременно предлагая ускорить приобретение полиса за плату в 3 тыс. руб.»,— рассказал директор краснодарского филиала «Альфастрахования» Кирилл Лукьянов.
Еще раньше заявление о сомнительной деятельности «спекулянтов очередью» сотрудники «Альфастрахования» направляли в отделение полиции по микрорайону Юбилейному, в котором, по результатам его рассмотрения, в возбуждении уголовного дела отказали. Как следует из имеющейся в распоряжении „Ъ“ копии постановления, опрошенный гражданин, который якобы занимался ведением списков очереди, заявил, что делает это по собственной инициативе и по согласованию с другими автовладельцами.
В пресс-службе ГУ МВД по Краснодарскому краю пояснили, что по указанному факту была проведена доследственная проверка и принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием признаков состава преступления: «Для возбуждения дела по факту мошенничества должны быть заявления от потерпевших, которых в УМВД России по Краснодару не поступало. Также в текущем году не поступало и иных заявлений на деятельность организаторов очередей за ОСАГО от других страховых компаний».
Юристы «Единого центра защиты» отказ полиции в возбуждении уголовного дела считают обоснованным, поскольку рассматриваемая ситуация относится к делам частно-публичного характера. О фактах искусственного создания очередей „Ъ“ рассказали и в Росгосстрахе, добавив, что в правоохранительные органы по этому поводу обращаться не стали.
Претензии, которые ОНФ предъявлял к страховщикам в начале месяца, тем не менее не ограничиваются наличием значительных — в 300—350 человек очередей. Гораздо более частыми являются жалобы автовладельцев на попытки страховщиков навязать дополнительные услуги. В исполнительном комитете ОНФ в Москве „Ъ“ рассказали, что по результатам проведенных в августе — сентябре рейдов и на основании полученных от жителей Кубани жалоб подготовлены и направлены обращения в Центральный банк и Генеральную прокуратуру России. В настоящее время документы рассматриваются, и, согласно источнику в ОНФ, ответ на них ожидается не ранее второй половины октября.
То, что основные жалобы поступают от автовладельцев Краснодарского края именно на навязывание услуг, таких как страхование жизни, отдельные виды имущественного страхования, подтвердил в разговоре с „Ъ“ президент Краснодарской краевой общественной организации по защите прав потребителей Игорь Фадеев: «Какие-либо жалобы на длительные сроки получения полисов ОСАГО и значительные очереди к нам в организацию от автовладельцев за последние полгода не поступали, а вот составлять заявления в надзорные органы относительно навязывания допуслуг мы регулярно помогаем». По мнению эксперта, все текущие проблемы с получением полисов ОСАГО могла бы решить продажа электронных полисов, которая на Кубани до сих пор не началась.
В Ассоциации страховых организаций Краснодарского края пояснили, что согласно федеральному законодательству в полном объеме продажа электронных полисов ОСАГО должна заработать с 1 января 2017 года, в настоящее время в электронном виде страховку через Интернет оформляют лишь немногие компании для своих клиентов, желающих продлить действующие полисы.
Согласно данным, предоставленным „Ъ“ Роспотребнадзором края, с начала года от граждан поступило 82 обращения относительно ненадлежащего качества предоставления услуг ОСАГО, включая значительные очереди.