«Это то же самое, что захватить словосочетание "Новый год"»

Ритейлеры пожаловались на монополизацию бренда «черная пятница»

Организаторы не поделили «черную пятницу». Этот бренд монополизировали, заявили в Ассоциации компаний интернет-торговли. Она пожаловалось в ФАС на недобросовестную конкуренцию. По мнению заявителя, компания Black Friday зарегистрировала наименование, которое должно принадлежать всем ритейлерам. Подробности — у Альбины Хазеевой.

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

«Черная пятница» проходила в России лишь трижды, за это время продавцы успели оценить формат по достоинству. Идею подсмотрели в США. Распродажи проводятся в конце ноября, сразу после Дня благодарения. Организатором акции в России с 2013 года выступала компания Black Friday. Она берет с ритейлеров плату за участие. В этом году свою «черную пятницу» собирается провести и Ассоциация компаний интернет-торговли, в которую входят 30 ритейлеров. Однако, как заявили в объединении, компания Black Friday этому препятствует — в конце прошлого года она зарегистрировала права на товарный знак «Black Friday». Это все равно, что захватить словосочетание «Новый год», возмутился президент АКИТ Алексей Федоров.

«Каждая из наших компаний имеет право в этот день устраивать собственную отдельную распродажу или совместную распродажу, как кому из нас захочется. Мы не хотим, чтобы какая-то одна фирма в этот день узурпировала право и собирала со всего рынка деньги за использование этого товарного знака», — резюмировал Федоров.

Сейчас у каждой из сторон есть собственный сайт, посвященный «черной пятнице». Компания Black Friday указывает, что является первым и единственным организатором всероссийской онлайн-распродажи Black Friday. Ассоциация компаний интернет-торговли, в свою очередь, называет свою распродажу «настоящей черной пятницей». Первые рассчитывают на 300 участников, вторые — на 600. Одноименная компания владеет правами лишь на название «Black Friday», речи о монополизации формата не идет, подчеркнула коммерческий директор компании Black Friday Светлана Харабурова.

«Компания получила права на торговую марку Black Friday в установленном законом порядке. Мы предоставим доказательства, что бренд Black Friday является популярным в России именно с конца 2013 года благодаря усилиям нашей компании», — отметила Харабурова.

Сначала Роспатент отказал компании Black Friday в регистрации товарного знака. Ведомство, в частности, отмечало, что термин является общепринятым во многих странах. Однако фирма привела динамику упоминаемости бренда в СМИ и доказала, что россияне узнали о «черной пятнице» именно благодаря ей. У участников рынка есть возможность оспорить это решение, отметил патентный поверенный Евгений Злотников.

«У заинтересованных лиц есть право предоставить иные доказательства, свидетельствующие о том, что потребитель не ассоциирует данное название с деятельностью лица-правообладателя, что и другие компании работали под этим обозначением. В практике бывали случаи регистрации описательных обозначений на имя конкретных компаний, в частности, в свое время мы зарегистрировали товарный знак "Свободная пресса", товарный знак не для России, предоставив доказательства того, что подобное обозначение связано с деятельностью конкретных лиц», — рассказал Злотников.

По данным «Яндекс.Деньги», во время прошлой «черной пятницы» средний чек вырос примерно в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Общий объем продаж превысил 200 млн руб. Оспорить права Black Friday на созвучный товарный знак пытается и компания «М Видео». Весной этого года она обратилась в Палату по патентным спорам — ожидается, что решение по делу будет вынесено 5 октября. Продавец ранее также пытался зарегистрировать бренд Black Friday, однако Роспатент отказал ритейлеру.

Вся лента