Вагоны загоняют в тупик
Грузоперевозчики констатируют дефицит подвижного состава
В Свердловской области участники рынка железнодорожных грузоперевозок фиксируют дефицит подвижного состава в связи с массовой утилизацией старых вагонов при отсутствии планов по масштабному обновлению парка подвижного состава. По прогнозам экспертов, если в текущем году дефицит был заметен во время пикового сезона, то в 2017 году он проявится в течение года. На Свердловской железной дороге отрицают наличие проблем, связанных с нехваткой вагонов.
Вчера участники заседания комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) констатировали «существование объективного дефицита» подвижного состава для грузоперевозок. «Если говорить о региональном уровне, мы констатируем, что сегодня есть не искусственный, а объективный дефицит подвижного состава. Транспортные аналитики прогнозируют, что в текущем периоде будет списано 150 тыс. вагонов, а прирост составит всего 28 тыс. вагонов. Это приведет в 2017 году к дефициту на постоянной основе, а не только в пик перевозок (приходится на весну-лето. — „Ъ”)», — заявил председатель совета НО «Уральская логистическая ассоциация» Петр Эсаулов. С ним согласился и генеральный директор группы компаний «Транссибурал», и председатель комитета Сергей Мазуркевич. «Факт есть факт: вагоны с истекшим сроком эксплуатации выбывают, а новыми вагонами парк не пополняется в необходимых объемах», — отметил он.
Запрет на продление срока службы грузовых вагонов был введен на федеральном уровне в декабре 2015 года и вступил в силу в январе 2016 года. Согласно техническому регламенту, продление срока службы через ремонт подвижного состава также невозможно. С начала текущего года в Свердловской области было списано более 100 тыс. вагонов. Средний возраст грузового вагона в 2015 году составил 14,5 года.
Участники рынка отмечают, что, несмотря на уменьшение количества подвижного состава, объем грузоперевозок остается по-прежнему высоким. «Между спросом и предложением имеется явный дисбаланс. При снижении количества вагонов грузовая база не снизилась и не смогла перераспределиться», — отметил заместитель начальника Свердловской дирекции управления движением Сергей Галкин.
Кроме того, игроки транспортного рынка отмечают еще один негативный момент, влияющий на ухудшение рынка, — увеличение сроков простоя вагонов на пунктах загрузки и выгрузки. «При установленном нормативе двое суток на погрузку и выгрузку на Свердловской железной дороге погрузка составляет более трех суток, что превышает норматив более чем на 80%. В среднем из-за невыполнения нормативов мы теряем порядка 900 вагонов в сутки», — рассказал и.о. директора Екатеринбургского филиала АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) Владимир Черных.
Между тем сами участники рынка не стремятся решать проблему дефицита пополнением парка. «В прошлом году у нас было ликвидировано 53 тыс. вагонов. В этом — более 40 тыс. вагонов. Чтобы обеспечить наши обязательства, компания активно привлекает в аренду вагоны мелких собственников. Так, в этом году было арендовано порядка 10 тыс. вагонов. Также для решения проблемы можно проводить работу с клиентами, чтобы они осуществляли погрузку и разгрузку быстрее и не воспринимали вагоны как „склады на колесах”», — подытожил коммерческий директор Екатеринбургского филиала АО «Первая грузовая компания» Андрей Гречишников.
В Свердловской железной дороге (СвЖД) в целом подтверждают данные перевозчиков о росте объемов грузовой работы. «Дорога занимает второе место в России с долей в общей погрузке 11,3%. За шесть месяцев 2016 года было погружено 68 млн тонн различных грузов (прирост к аналогичному показателю 2015 года в 1,3%)», — отметили в компании. Несмотря на это, железнодорожники считают, что заявления перевозчиков о дефиците подвижного состава необоснованны. «По нашим данным, на рынке не наблюдается дефицита подвижного состава, работают десятки компаний-операторов, которые с избытком могут удовлетворить спрос грузовладельцев», — добавили в пресс-службе СвЖД.