"Окнам жизни" не дают распахнуться
Политики и общественники спорят о запрете беби-боксов и абортов
Поводом разгоревшейся в среду масштабной общественной дискуссии послужили сразу две социальные инициативы: одобрение правительством запрета специально оборудованных мест для анонимного отказа от ребенка (беби-боксов) и поддержка предстоятелем РПЦ вывода абортов из системы обязательного медицинского страхования. Резонанс стал неожиданным даже для инициаторов нововведений, а политики, общественники, врачи и священнослужители сошлись во мнении: общество раскололось и, значит, найти компромисс будет очень непросто.
Правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект сенатора Елены Мизулиной, запрещающий организацию на территории России механизма "анонимного оставления детей, в том числе создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка" (беби-боксов). Речь идет о специально оборудованных контейнерах при медучреждениях или религиозных организациях, куда женщина, которая хочет избавиться от нежеланного ребенка, может анонимно его поместить, а врачи или священники получают об этом автоматическое оповещение.
Сейчас в России действуют 16 "окон жизни", как еще называют беби-боксы, однако их деятельность не регламентирована законодательством и осуществляется по договоренности с медицинскими и общественными организациями. Их существование противоречит "необходимости РФ выполнять положения Конвенции о правах ребенка", считают в правительстве. Предложенные сенатором поправки предусматривают штраф в 1-5 млн руб. за нарушение запрета. "Я благодарна правительству за положительный отзыв, замечания носят технический характер и легко устранимы ко второму чтению",— рассказала "Ъ" госпожа Мизулина. По ее словам, рассмотрение законопроекта новым составом Госдумы может состояться уже в осеннюю сессию.
"Отзыв правительства очень сырой,— заявил "Ъ" статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин.— Предложения сенатора вопиюще неконституционно, поскольку прямо нарушает 20-ю статью Основного закона (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ "Каждый имеет право на жизнь".— "Ъ"). В ежегодном мониторинге исполнения РФ Конвенции о правах ребенка России не вменяются беби-боксы, поэтому госпоже Мизулиной не стоит бежать впереди паровоза".
Напомним, в декабре 2015 года группой членов Совета федерации в Госдуму уже внесен и находится на рассмотрении законопроект, касающийся беби-боксов. Инициаторы предложили узаконить "окна жизни", передав их в ведение региональных властей. В мае законопроект получил отрицательный отзыв правительства.
"Возможно, мы обратимся к новому спикеру Госдумы с предложением создать совместную комиссию, которая займется поиском компромисса между этими концепциями",— сообщил "Ъ" один из авторов законопроекта, легализующего беби-боксы, член СФ Вадим Тюльпанов. "С 2011 года (когда появилось первое "окно жизни".— "Ъ") таким образом удалось спасти около 50 детских жизней, нельзя отбрасывать этот факт",— подчеркнул он.
Дискуссия о пользе и вреде беби-боксов ведется на фоне оживленного обсуждения решения патриарха Московского и всея Руси Кирилла поддержать петицию за выведение абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), что также спровоцировало волну критики со стороны правозащитников.
"Подписание патриархом обращения вызвало острую реакцию в обществе, потому что некоторые СМИ интерпретировали данное событие как изменение позиции церкви по отношению к абортам, но там всегда считали и считают, что аборт — насилие, направленное против человеческой жизни,— пояснил "Ъ" суть этого шага заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.— Распространяемые страхи, что выведение абортов из системы ОМС приведет к негативным последствиям, должны быть оценены разумно". Он призвал к обсуждению проблемы общество, государство и церковь. В среду стало известно, что РПЦ направит 38 млн руб. на "профилактику абортов путем создания центров гуманитарной помощи".
Достичь компромисса будет непросто. Так, глава Минздрава Вероника Скворцова высказалась в поддержку запрета беби-боксов, заявив, что "негативы и риски перевешивают позитивы", и выразила опасения о выводе абортов из ОМС: введение ограничений не должно привести "к увеличению материнской и младенческой смертности". Пресс-служба детского омбудсмена Анны Кузнецовой распространила заявление, из которого следовало, что уполномоченный против абортов. Однако позже в аппарате уточнили, что госпожа Кузнецова не является "сторонником политики запретов" и выступает за профилактическую работу с женщинами.
Публичное заявление вице-премьера Ольги Голодец о беби-боксах тоже "можно трактовать по-разному", сообщили в аппарате чиновника "Ъ", не став пояснять высказывание: "Оставление детей — это вопиющие случаи, и нужно сделать так, чтобы дети, которые оказываются никому не нужными, получили поддержку. Это вопиющие, антигуманные случаи". В Совете по правам человека при президенте РФ предложение запретить аборты назвали "циничным и оторванным от жизни".
Главврач курской областной детской клинической больницы Игорь Зоря, где беби-бокс функционирует уже несколько лет, сказал "Ъ", что пока не планирует его демонтаж: "Аргументация Елены Мизулиной, вероятно, основана на зарубежном опыте — у нас около десятка регионов, где есть беби-боксы, и я не слышал о том, чтобы родители массово оставляли там младенцев". "Государство говорит: "Мы не хотим заниматься этими детьми", перекладывая ответственность на следственные органы, которые потом будут вынуждены расследовать преступления, совершенные матерями, которым никто не помог",— пожаловалась "Ъ" глава фонда "Колыбель надежды" (первым начал установку беби-боксов) Елена Котова. Ранее представители Следственного комитета высказывались в поддержку беби-боксов.
"Общество раскололось, и стороны вешают друг на друга оскорбительные ярлыки,— сказала "Ъ" депутат Госдумы Светлана Журова.— Мы становимся бесчувственными и считаем, что важнее запрещать или разрешать беби-боксы, чем персонально помогать мамам".
"Кремль не принимает участия в этой дискуссии",— заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Ведется общественная дискуссия, никаких решений не принималось, существуют диаметрально противоположные точки зрения, причем достаточно аргументированные",— сказал он журналистам. Глава Общественной палаты РФ Александр Бречалов предложил использовать площадку ОП РФ для проведения дебатов противников и сторонников беби-боксов и заявил о готовности провести "нулевые чтения" по этому вопросу.