Богатство и бедность связали с ростом цен
По мнению ЦБ, снижать инфляцию мешает социальное неравенство
Рабочий вариант основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) на среднесрочный период сегодня принят советом директоров ЦБ. В документе, поменявшем формат, впервые дано подробное описание весьма дискуссионной позиции Банка России по некоторым принципиальным моментам ДКП. ЦБ считает значимым препятствием в борьбе с инфляцией доходное неравенство в РФ. Регулятор готов де-факто зафиксировать ключевую ставку при достижении инфляции 4% на уровне выше 7% и придерживаться политики стабильной ставки. Годовой рост цен ниже 4% объявлен ЦБ рискованным из-за опасностей дефляции и нестабильности цен на товары массового спроса.
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018–2019 годов» — годовой отчет-прогноз ЦБ, сопровождающий следующий трехлетний бюджет. После утверждения советом директоров ЦБ он должен быть 13 октября представлен правительству и к 1 ноября передан в Госдуму (она принимает его к сведению). Все последние годы доклад ЦБ был кратким и техническим, в 2016 году формат изменен — в нем впервые появилось подробное описание деталей формулировки Банком России целей и задач на среднесрочный период.
Большая часть аргументов Банка России общеизвестна и полностью разделяется Белым домом, но есть новые позиции. Доклад о ДКП фиксирует отказ ЦБ от дальнейшего снижения инфляции по достижении в 2018 году цели ЦБ в 4% годовых. Нового таргета в диапазоне 1–3% годовых пока не будет: по мнению Банка России, при общем уровне инфляции «сильно ниже» 4% возникает угроза дефляции на группы товаров, которые в ЦБ оценивают как «более трети потребкорзины». Негативные последствия дефляции ЦБ не описывает, очевидно, что речь идет о возможном вытеснении российского АПК с рынка и росте зависимости от импорта. ЦБ предполагает, что по группе товаров, обслуживающих беднейшую часть населения, конкуренция низка — это неочевидно. По мнению ЦБ, стабильность цен не менее важна, «чем их низкий абсолютный уровень».
Вторая важная новелла от ЦБ — тезис о необходимости избегать «неоправданно частых изменений ключевой ставки»: при прочих равных Банк России предпочел бы сохранять ее, отказываясь «точечно» применять этот инструмент, и это часть ДКП, стабилизирующая развитие экономики. По этому вопросу в академической экономике нет консенсуса, достаточно часто изменение ключевых ставок центробанками не вызывает в развивающихся экономиках со стабильной инфляцией существенного изменения среднесрочных ставок. Впрочем, ЦБ дополняет это уже окончательной фиксацией позиции по равновесному уровню процента при достижении инфляционного таргета в 4% — это реальные ставки на уровне 2,5–3%, причем ЦБ констатирует, что в период снижения инфляционных ожиданий номинальные ставки должны быть выше. Таким образом, по достижении цели по инфляции в 4% ЦБ ориентируется на удержание ключевой ставки в районе 7–8% как минимум в 2018–2019 годах. ЦБ выдвинут важный и весомый аргумент против льготных программ кредитования — они с очевидностью увеличивают реальные ставки для всех остальных участников рынка. Наконец, важный момент в декларации ЦБ — заявление о том, что высокий уровень доходного и имущественного неравенства в РФ увеличивает инфляционные ожидания и осложняет борьбу ЦБ с инфляцией. Аргументация ЦБ по этому вопросу, впрочем, не подкреплена статистикой, экономисты имеют противоречивые данные по корреляции социального расслоения и инфляционных уровней.
Макросценарии на 2017–2019 годы основаны на цене нефти $25 за баррель (вариант II), $40 за баррель (вариант I, аналогичен сценарию «базовый» Минэкономики — см. “Ъ” от 25 сентября) и $55 за баррель (последний не опубликован, см. подробнее “Ъ-Онлайн”). Крайне интересна публикация ЦБ варианта II, который ранее не раскрывался. При цене нефти $25 за баррель ВВП 2017 года, по прогнозам ЦБ, снизится на 1–1,5% и 2018 года — на 0,1–0,5% с ростом на 1,3–1,5% в 2019 году. Инфляция достигает в этом сценарии 4% в 2018 году, потребление домохозяйств снижается в 2017 году на 3–3,5%, в 2018 году — на 1–1,5% с отскоком на 2% в 2019 году. Неопубликованный сценарий III ($55 за баррель к 2019 году) предполагает, что цели по инфляции будут практически достигнуты уже во второй половине 2017 года, что позволит ЦБ быстрее снижать ключевую ставку. Напомним, сейчас нефтяные цены ближе к сценарию III и ценам сценариев «базовый+» и «целевой» Минэкономики, чем к базовым вариантам прогнозов.