"Транснефть" утекает из Прибалтики
Переориентация
"Транснефть" к 2018 году полностью прекратит перевалку нефтепродуктов через прибалтийские порты. Это делается в рамках правительственного поручения по переориентации дополнительного грузопотока в порты России с профицитом мощностей. За счет этого выручка Усть-Луги, Приморска и Новороссийска может увеличиться на $36 млн.
Глава "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщил, что к 2018 году компания переориентирует поставки нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Сейчас экспорт через это направление составляет около 9 млн тонн нефтепродуктов в год. "В соответствии с поручением правительства мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на наши балтийские порты — это Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск. Если в прошлом году там (в Прибалтике.— "Ъ") переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей",— сказал он. Ожидается, что выручка российских портов благодаря этому вырастет на $36 млн.
Сама "Транснефть" является акционером в двух из трех крупнейших российских портов — Приморском и Новороссийском. Они входят в группу НМТП, подконтрольную "Транснефти" и "Сумме" Зиявудина Магомедова. При этом трубопроводная монополия реализует два инвестпроекта — "Север" и "Юг", связанных с увеличением мощностей по прокачке нефтепродуктов на порты Приморск и Новороссийск. Терминал по перевалке нефтепродуктов "Усть-Луга Ойл" принадлежит бизнесмену Андрею Бокареву.
Общий грузопоток российских товаров через страны Балтии в прошлом году сократился на 20% по сравнению с 2014 годом. Потери прибалтийских стран от уменьшения экспорта нефтепродуктов составили примерно $180 млн. Дальнейшее снижение грузопотока российских нефтепродуктов через страны Прибалтики на 20 млн тонн сократит оборот предприятий почти на $800 млн, отмечают источники "Ъ" на рынке. В случае остановки всех российских грузопотоков потери объемов составят около 40 млн тонн, оборот компаний упадет на $1,3 млрд. "Созданная в последние годы транспортная инфраструктура на северо-западном направлении позволяет заместить объемы экспорта через Прибалтику практически полностью",— говорит собеседник "Ъ", близкий к администрации президента. При этом он отмечает, что "Роснефть" до сих пор является крупнейшей компанией, предлагающей ресурсы на тендерной основе с поставкой светлых и темных нефтепродуктов в порты Балтии.
Другой источник говорит, что поставки в ряд российских портов могут быть осложнены высокими тарифами РЖД. "Тарифы железной дороги на доставку нефтепродуктов в Усть-Лугу фактически заградительные. Но с учетом ситуации руководство РЖД может принять решение об их снижении",— отмечает он. При этом, говорит собеседник "Ъ", прибалтийские порты, напротив, заявляют о готовности удешевить перевалку, но физически вряд ли смогут это сделать.
В странах Прибалтики уже почувствовали заметное снижение поставок. Так, мэр латвийского Вентспилса Айварс Лембергс в середине сентября отмечал, что "транзит нефтепродуктов через порты стран Балтии за пару лет полностью не иссякнет, однако сокращение потока грузов — реальность, с которой портам стран Балтии необходимо считаться". Ранее глава Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс заявил, что Латвия активно работает над привлечением новых грузов в свои порты в связи с планами РФ по переориентации экспортных грузопотоков. Он отметил, что уже сейчас ведется работа над привлечением новых грузов, в том числе из Китая и Казахстана.
Директор Клайпедского морского порта Литвы по экономике и финансам Мартинас Армонайтис 13 сентября отмечал ТАСС, что в стране, "конечно же, огорчены тем, что грузы могут быть направлены в обход портов стран Балтии, где для этого создана качественная инфраструктура и действуют современные терминалы". В то же время, по словам господина Армонайтиса, в объемах перевалки Клайпедского порта российские грузы составляют около 5-6%, а российские нефтепродукты через этот порт вообще не транспортируются. Тем не менее, по оценке экспертов, потеря экспорта российских нефтепродуктов вызовет обострение конкуренции между портами стран Балтии в других сегментах грузооборота.
Тему переориентации экспортных потоков российских нефтепродуктов с терминалов Прибалтики в РФ 28 сентября "Транснефть", РЖД и нефтекомпании обсуждали на совещании у спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова. Но комментировать итоги встречи участники не стали.