Пиву отказали в жилье
Кубанские депутаты запретили продажу напитка в расположенных в домах магазинах
Кубанский парламент принял в первом чтении поправки к закону «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков». Поправки подразумевают запрет пива на розлив в помещениях, расположенных на первых этажах жилых домов, и в пристройках к ним. По мнению большинства депутатов, данный закон поможет снизить потребление спиртного. По словам владельцев пивных и экспертов, инициатива похоронит сегмент малого бизнеса.
На 53-й сессии депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края приняли в первом чтении поправки к региональному закону №41 «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», сообщили в ЗСК. Поправки предполагают запрет продажи пива на предприятиях торговли и общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах. Также в черный список попадают безалкогольные тонизирующие напитки: медовуха, сидр и др. В феврале 2016 года депутаты гордумы обращались с аналогичной инициативой в краевой парламент. Они предлагали ограничить продажу пива и безалкогольных тонизирующих напитков на розлив в магазинах и на предприятиях общественного питания площадью менее 50 кв. м, размещенных в подвальных, цокольных, первых, вторых этажах и встроенно-пристроенных помещениях жилых зданий, затем из законопроекта убрали ограничения по площади. Профильный комитет ЗСК одобрил изменения. По словам главы ЗСК Владимира Бекетова, краевой парламент принимает законы, которые делают жизнь людей лучше. «Не все будут аплодировать этому закону. Мы выступаем за здоровый образ жизни, за то, чтобы не разваливались семьи. Обсуждаемый сегодня закон из такого разряда. Если нормы кому-то и не нравятся, он должен подчиниться тем правилам, которые приемлемы для большинства»,— сказал господин Бекетов.
По словам и. о. главы Краснодара Александра Михеева, в городе функционирует 670 торговых предприятий, которые работают на первых этажах домов и в пристройках. Из них 390 — магазины, 280 — рестораны, бары и кафе. Более 200 единиц — магазины разливного пива. По словам директора ООО «Базис», владельца частной пивоварни Essen Анатолия Рылова, решение законодателей крайне отрицательно скажется на малом бизнесе. «Чтобы открыть магазин разливного пива на арендуемой площади, необходимо вложить от 300 до 500 тыс. руб. Повезло тому, кто эти деньги окупил, но, по моим расчетам, таких 10%. Люди потеряют все. Им придется тратиться на поиск, аренду другого помещения, перевозку оборудования, нового оформления документов и т. п. Тем, у кого помещение собственное, придется все это выкинуть и перепрофилироваться — мыло или кастрюли продавать. Еще один сегмент малого бизнеса рухнет в бездну»,— сказал господин Рылов. С ним согласна и заместитель руководителя консалтинговой компании «Советник» Алина Коробицина: «Сейчас 30% продаваемого пива приходится именно на разливное. Пострадают все — и владельцы этих магазинов, и поставщики, и даже потребители, о которых заботятся депутаты. Ведь у разливного пива качество лучше, чем у бутылочного и баночного, которое можно купить в любом продуктовом магазине, расположенном точно так же на первом этаже любого дома. В итоге все утрясется: магазины откроют в других местах, как-то выпутаются. Но при этом часть людей разорятся, часть — останутся без работы, прекратятся поступления в бюджет и так далее»,— сказала госпожа Коробицина.
По словам депутата городской Думы Краснодара, заместителя председателя комитета по вопросам законности и правопорядка, контроля за хозяйственной деятельностью Владимира Копачева, прежде чем принимать закон, необходимо было посчитать убытки бизнеса и бюджета. «Никто не оценил влияние закона на рынок и бизнес. Необходимо считать, сколько было вложено инвестиций, сколько людей трудоустроено в этой сфере, сколько потеряет бюджет, сколько — предприниматели, которым, по моему мнению, нужно эти убытки компенсировать. Но никто этого не сделал. Мы даже примерно не знаем этих цифр»,— заявил депутат.
По мнению руководителя компании «Евроконсалтинг» Игоря Меркушева, как правило, те поправки, которые принимаются в первом чтении, легко выдерживают второе и третье. «Иногда возникает ощущение, что депутаты и не читают обсуждаемые законопроекты. Нас ставят перед фактом: не нравится — привыкнешь. Во всяком случае по опыту других непопулярных, но принятых законов можно предположить, что количество недовольных каким-либо законопроектом не повлияет на решение депутатского корпуса»,— сказал господин Меркушев.