Генпрокуратура раскрыла декларации авианадзора
В них не оказалось ни домов, ни квартир, ни земельных наделов
Генпрокуратура провела проверку исполнения антикоррупционного законодательства в управлении авиационного надзора по ЦФО, выявив при этом существенные нарушения — авианадзорщики, как выяснилось, при заполнении налоговых деклараций "прятали" принадлежащие им дома, автомобили и земельные наделы. Подобная проверка, проведенная прокурорами полгода назад в другом подразделении Ространснадзора, московском автотранспортном, послужила одним из оснований для масштабного расследования деятельности ведомства, завершившегося задержанием его начальника.
Как следует из выводов завершившейся проверки, должностные лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) в поданных ими декларациях указали "неполные и недостоверные" сведения о своих доходах. По мнению Генпрокуратуры, таким образом авианадзорщики нарушили требования федерального закона "О противодействии коррупции".
Чиновники от авиации, по данным проверяющих, утаивали по мелочам. Так, например, двое заместителей начальников отделов УГАН "забыли" указать в декларациях свои квартиры в Мособласти. Главный госинспектор не упомянул земельные участки своей супруги в Подмосковье общей площадью 2500 кв. м и некое нежилое здание под Владимиром. Старший специалист отдела почему-то не захотела рассказать налоговикам, что ее муж владеет гаражным кооперативом в Пензенской области: в собственности у него оказались два готовых гаража, а рядом — еще два участка под их строительство. Многие авиаинспекторы — младшие, старшие и даже главные государственные — с одинаковым усердием прятали пусть и не самые роскошные, но, видимо, дорогие им дома, квартиры, автомобили и земельные наделы. Самыми же засекреченными в коллективе УГАН НОТБ ЦФО, как выяснила проверка, были доходы сотрудников, полученные за пределами своего управления. Так называемая иная оплачиваемая деятельность приносила авиаинспекторам от 150 тыс. до 580 тыс. руб. годового дохода, что зачастую превышало их официальные заработки за тот же период.
Сотрудников УГАН, как оказалось, серьезно озаботило принятие в мае 2013 года федерального закона N79, запрещающего "отдельным категориям лиц" открывать счета за границей и вообще пользоваться "иностранными финансовыми инструментами". Некоторые из авианадзорщиков тогда стали обращаться к своим начальникам с заявлениями, в которых сообщали о "невозможности исполнения заявленных требований", однако руководство УГАН, как выяснила Генпрокуратура, все тревожные сигналы проигнорировало. С того же 2013 года, кстати, на официальном сайте УГАН почему-то перестали публиковать и сведения о доходах чиновников.
С учетом этого обстоятельства начальник управления, заслуженный военный летчик-снайпер, ветеран войны в Афганистане генерал-майор Владимир Мариничев получил прокурорское представление с требованием немедленно устранить выявленные нарушения. Четверо руководителей УГАН рангом пониже и еще несколько инспекторов были привлечены по результатам проверки к дисциплинарной ответственности.
Примененные санкции, конечно, нельзя назвать суровыми, однако следует отметить, что подобная проверка, проведенная Генпрокуратурой минувшей весной в другом подразделении Ространснадзора — Центральном управлении государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Москве,— имела в итоге тяжкие последствия для проверяемых. Прокуроры тогда, выявив не задекларированные дорожными надзорщиками квартиры, земельные участки площадью в несколько гектаров и автомобили представительского класса, стоимость которых многократно превышала их официальные доходы, как обычно, ограничились вынесением соответствующих предписаний. Однако полученная информация заинтересовала оперативников ГУЭБиПК МВД и следователей СКР, которые решили уже своими методами проверить происхождение имущества. В итоге через полгода скрытого наблюдения за сотрудниками УГАДН удалось выявить масштабную коррупционную схему их незаконного обогащения. Дорожные инспекторы, как полагает сегодня следствие, обложили данью транспортные фирмы, специализирующиеся на перевозке пассажиров в столичном регионе, и регулярно получали от коммерсантов взятки. Итогом многомесячной оперативной разработки стало возбуждение уголовного дела о взятках в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и массовые допросы сотрудников УГАДН, о которых "Ъ" рассказывал в предыдущем номере.
Об арестах двоих из них, Игоря Суржика, бывшего начальника УГАДН по Москве, недавно переведенного на аналогичную работу в Подмосковье, и инспектора столичного территориального подразделения Артема Высоцкого, следствие сегодня будет ходатайствовать в Пресненском райсуде. В УГАН и УГАДН от комментариев воздержались.