Крымскотатарский Меджлис засобирался в ЕСПЧ
Верховный суд оставил в силе решение о признании организации экстремистской
Верховный суд России оставил в силе решение Верховного суда Крыма о признании экстремистской организацией Меджлиса крымских татар и запрете его деятельности на территории РФ. Соответствующий иск прокурора Крыма Натальи Поклонской был удовлетворен в конце апреля. Апелляцию в Верховный суд РФ подали адвокаты Меджлиса, которые решение о запрете организации считают незаконным и теперь намерены обратиться в Европейский суд по правам человека.
Верховный суд (ВС) РФ оставил без изменения постановление ВС Крыма, отклонив апелляционную жалобу защиты Меджлиса на запрет организации в России. Таким образом, принятое ВС Крыма в апреле решение о признании Меджлиса экстремистской организацией вступило в силу. Теперь Меджлис не имеет права проводить публичные мероприятия, пользоваться банковскими счетами, обращаться в государственные и муниципальные СМИ.
Иск о признании Меджлиса экстремистской организацией и запрете его деятельности в РФ в феврале был подан прокурором Крыма Натальей Поклонской. Ее действия поддержали глава Крыма Сергей Аксенов и спикер Госсовета Владимир Константинов. Иск был удовлетворен ВС Крыма 26 апреля. Прокуратура обвиняла Меджлис в организации продовольственной и энергетической блокады Крыма. Одним из подозреваемых в организации подрыва в Херсонской области электроопор, ведущих в Крым (дело возбуждено ФСБ по статье "Диверсия"), является председатель организации Рефат Чубаров. Его, экс-главу Меджлиса Мустафу Джемилева (обоим на пять лет запрещен въезд в РФ) и близкого к организации Ленура Ислямова обвиняют в создании на приграничных с Крымом территориях незаконных вооруженных формирований. Против господина Чубарова также возбуждено уголовное дело за призывы вернуть полуостров в состав Украины силовым путем. Подобное дело возбуждено в отношении зампреда Меджлиса Ильми Умерова. Другой зампред этой организации Ахтем Чийгоз с января 2015 года находится под арестом. Его подозревают в организации массовых беспорядков в Симферополе 26 февраля 2014 года, когда в давке погибли два человека.
Вчера адвокат Меджлиса Кирилл Коротеев настаивал, что Меджлис не может быть ответчиком в суде, поскольку является "представительным органом крымскотатарского народа", а не НКО. По его словам, деятельность организации "регулируется ст. 5 Декларации ООН о правах коренных народов". Он также отметил, что органы Меджлиса действуют на Украине, на территории которой не действует антиэкстремистское законодательство РФ. Старший прокурор Крыма Владимир Чухрин заявил, что "деятельность Меджлиса представляет угрозу безопасности государства и общества", повторив аргументы, которые ранее приводила госпожа Поклонская.
Адвокат Джемиль Темишев сообщил "Ъ", что защита организации не ожидала иного решения суда, а апелляция была лишь этапом, который необходимо пройти перед обращением в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). "Получим решение ВС РФ на руки и будем сразу же готовить текст обращения в ЕСПЧ",— сказал он. Адвокат добавил, что теперь всем членам Меджлиса запрещено совершать любые действия от имени этой организации, в противном случае им грозит уголовная ответственность.
Зампред Меджлиса Нариман Джелялов ранее говорил "Ъ", что члены этой организации продолжат работать как гражданские активисты, а сам запрет на деятельности Меджлиса не отразится, потому что у него нет банковских счетов, ему "уже давно не дают" проводить массовые мероприятия и "почти не пускают в СМИ". Крымскотатарский гражданский активист Али Хамзин (был членом президиума Меджлиса) сказал "Ъ", что "Россия несправедливо поступила" с Меджлисом, "назвав белое черным". Признание организации экстремистской он называет "началом репрессий" против ее членов: "Самое интересное будет впереди. Думаю, нас ждет в том числе уголовное преследование членов Меджлиса". Господин Хамзин добавил, что в крымском и региональных Меджлисах, в Курултае (национальный съезд) состояло около 2,5 тыс. человек.