Бархатная эволюция
Осенние туры сменили главное направление
Всего месяц потребовался Турции, чтобы вернуть себе статус самого популярного массового направления для российских туристов — пока что как минимум на бархатный сезон. В продажах туристических агентств на эту страну сейчас приходится до 40% туров, а суммарно за сентябрь и октябрь Турцию могут посетить более 150 тыс. путешественников из России. Лидировавшие летом Тунис и Греция теперь вторые и третьи соответственно.
Возобновление чартерных перевозок между Россией и Турцией привело к резкому росту туристического спроса на это направление, рассказали "Ъ" участники рынка. Так, по оценкам сети "Горячие туры", в сентябре на Турцию приходится 41% продаж — это в десять раз больше, чем в августе, и соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. Второе место по числу бронирований занимает Тунис — 34%, третье у Греции — 28%, четвертое у России — 27%, отмечают турагенты. В "ОнлайнТур" Турция также лидер по числу запросов — 30%, за 3 процентных пункта выше уровня сентября прошлого года. Второе по популярности место у клиентов агентства занимает Таиланд — 12% (+5 п. п.), третье у Туниса — 8,6% (+7,3 п. п.)
Туроператоры говорят о еще более заметном росте продаж туров в Турцию. Так, по словам представителя Tez Tour Ларисы Ахановой, в бархатном сезоне направление стало наиболее востребованным. "Продажи туров в Турцию сейчас в два раза выше уровня прошлого года: сказался отложенный спрос и отсутствие предложений в Египет",— объясняет она. При этом, по словам госпожи Ахановой, высокий интерес к Турции демонстрируют не только москвичи, но и жители регионов. "У нас заявлены полетные программы из девяти городов России, во всех случаях самолеты заполнены на 100%",— добавляет она.
Мораторий на продажу туров в Турцию для российских туроператоров действовал семь месяцев. Ограничения были введены в конце ноября прошлого года на фоне резкого ухудшения отношений Москвы и Анкары после крушения в Сирии российского военного самолета Су-24. В конце июня запрет на реализацию туров был снят: туроператоры начали формировать пакеты на основе регулярных перевозок. В конце августа власти приняли решение об отмене моратория на чартерные перевозки, благодаря чему стоимость туров снизилась на 20-30% (см. "Ъ" от 28 августа). В силе при этом продолжают оставаться действующие с осени прошлого года ограничения на продажу путевок в Египет. Это направление на туристическом рынке традиционно считается главным конкурентом Турции и наиболее массовым в холодное время года.
Спустя несколько дней после возобновления чартерного авиасообщения Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозировала плавный рост турпотока: в организации рассчитывали, что по итогам бархатного сезона Турцию посетят несколько десятков тысяч человек. Но в реальности спрос оказался значительно выше. Так, по словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, по предварительным оценкам, за сентябрь и октябрь Турцию посетят 150 тыс. человек, что фактически соответствует показателям прошлого года. "В дальнейшем цифры могут немного скорректироваться в сторону увеличения",— добавляет она. По словам Ларисы Ахановой, у большинства туроператоров полетные программы в Турцию заявлены до середины ноября. "Все это время спрос будет оставаться достаточно высоким, затем все будет зависеть от перспектив возобновления продаж туров в Египет",— рассуждает она.