Контроль и надзор прошли проверку форумом
В Сочи представили реформу КНД
Проект реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) сегодня представлен на Сочинском инвестиционном форуме — вскоре документ будет внесен в повестку заседания президиума «проектного офиса». Некоторые параметры реформы, такие как сокращение материального ущерба по контролируемым государствам видам деятельности на 30% к 2024 году или запрет на проверки соблюдения требований, установленных еще советскими нормативами, вызвали споры чиновников, и их еще предстоит обсудить.
Сегодня министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов на площадке Сочинского инвестиционного форума представил концепцию проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности — документ подготовлен для обсуждения на президиуме совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам (см. “Ъ” от 30 сентября).
Проект предусматривает весьма амбициозную цель — снижение совокупного материального ущерба в контролируемых сферах на 30% к 2024 году. По признанию Михаила Абызова, этот целевой показатель был подвергнут критике со стороны правительственного центра по проектному управлению — коллеги по Белому дому потребовали повысить планку, уже в горизонте 2018 года объем ущерба должен сократиться на 15–20%.
Другой показатель — применение риск-ориентированного подхода при проведении 95% проверочных мероприятий. Заместитель главы Минэкономики Савва Шипов высказался за большую детализацию — цели для различных ведомств должны быть дифференцированы в зависимости от того, насколько организация уже сейчас продвинулась в этом вопросе.
К 2024 году в рамках реформы планируется провести ревизию и актуализацию устаревших требований — сейчас на 90% неэффективные издержки бизнеса связаны с выполнением устаревших и избыточных требований, которых насчитывается около 2 млн. По оценкам экспертов ВШЭ, нагрузка на бизнес от соблюдения таких норм составляет до 6% ВВП. Однако в Белом доме нет единой точки зрения по поводу применения ряда советских норм, которые до сих пор еще не отменены. Так, глава Минтруда Максим Топилин объявил о своем несогласии с идеей запрета проверок соблюдения требований, закрепленных в советских правилах, назвав саму норму «ущербной»: «Норма есть, ее надо исполнять, а проверять ее нельзя». Поскольку на советские нормативные акты опираются некоторые льготы, добавил господин Топилин, Минтруд будет добиваться для себя исключения из запрета.
Михаил Абызов на это рассказал вчера, что уже четыре года добивается от трудовой инспекции проверки его рабочего места в Белом доме. «Завтра проверим»,— тут же отозвался министр труда. «Есть нормы по освещенности, у меня должна быть подставка под клавиатуру определенной толщины, определенной высоты подставка под монитор, который у меня другой высоты, и так далее. Я хочу, чтобы такая проверка была проведена, чтобы на примере кабинета Белого дома стало понятно, что эти требования выполнить невозможно. Результатом этой проверки, очевидно, будет закрытие моего рабочего места в Белом доме,— объяснил свою идею Михаил Абызов.— Пусть наложат штраф на руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, и тогда мы поймем всю несуразность этих требований, за что мы дерем с предпринимателей копеечку!»
После этого дискуссия о КНД проходила уже более спокойно — президент РСПП Александр Шохин, вернувшись к обсуждению советских норм, высказал мнение, что запрет на их проверки не должен быть основанием для их пролонгации — нужные нормы должны быть актуализированы и включены в современное законодательство. В целом оценивая реформу, глава РСПП напомнил, что при подготовке законопроекта о госконтроле предусматривалось приложение, в котором перечислялись бы виды контроля,— по словам господина Шохина, перечень планировалось «подчистить», однако этого сделано не было, поэтому он предложил провести такую работу ко второму чтению проекта. Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин решил вернуться к вопросу сокращения числа проверок, посетовав на то, что от закрепления в законе этого показателя авторы реформы отказались — это решение он назвал «напрасным». Причину этого сообщил Михаил Абызов — с идеей не согласилось главное правовое управление президента. Однако, заверил министр по делам Открытого правительства, сама задача не снимается — в Белом доме продолжают рассчитывать на сокращение числа проверок вдвое к 2024 году.