"Морской старт" всплывет через пять лет
Будущее плавучего космодрома выглядит пока туманно
Вчера совладелец группы компаний S7 и новый владелец проекта Sea Launch ("Морской старт") Владислав Филев заявил, что рассчитывает производить с платформы Odyssey порядка шести пусков в год. Достижение этой цели под вопросом: инвестор пока не собирается перебазировать космодром из Тихого океана в другое место, потому что "больной не транспортабелен", а ракеты-носители "Зенит", под которые была спроектирована пусковая платформа, производятся на Украине. Их замена на российский аналог займет, по самым оптимистичным оценкам, не менее пяти лет.
Об интересе господина Филева к Sea Launch "Ъ" сообщал еще 30 марта, однако официально о сделке было объявлено только 26 сентября. Группа компаний S7 инвестировала в проект более $160 млн, приобретя за эту сумму корабль Sea Launch Commander и платформу Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch. Вчера Владислав Филев обрисовал перспективы эксплуатации космодрома. Он признал, что оставшийся жизненный цикл платформы ограничен и составляет порядка 15-20 лет. Среднее количество пусков, по его оценкам, составляет шесть в год — то есть за 15 лет компания сможет осуществить 90 пусков. Отметим, что в общей сложности с 1999 по 2014 год с платформы Odyssey было запущено всего 38 космических аппаратов (в среднем чуть более двух пусков в год).
Проект пока находится под контролем властей США: окончательно сделка должна быть закрыта примерно через полгода, когда стороны получат одобрение директората по контролю оборонной торговли и комитета по иностранным инвестициям США. На первом этапе перебазировать платформу из Тихого океана к российским берегам не планируется, поскольку, по словам господина Филева, "больной не транспортабелен". "Когда проект будет реанимирован — тогда посмотрим",— заявил он, добавив, впрочем, что полноценная работа космодрома может начаться не ранее 2018 года. Владислав Филев рассчитывает, что компания будет также участвовать в тендерах на запуски в рамках федеральной космической программы, однако, по словам источников "Ъ" в отрасли, производить их без перебазирования платформы на Дальний Восток "будет затруднительно и в плане доставки, и в плане режимных соображений".
Главной же проблемой, по словам собеседников "Ъ", остается отсутствие штатных средств выведения полезной нагрузки с космодрома. Дело в том, что с платформы Odyssey спутники доставлялись на орбиту при помощи ракеты-носителя "Зенит" разработки украинского "Южмаша", однако вся промышленная кооперация между Украиной и Россией после вхождения Крыма в состав последней в марте 2014 года была разорвана. Глава ракетно-космической корпорации "Энергия" (бывший владелец проекта) Владимир Солнцев вчера призвал совместно с новым инвестором создать новую ракету для Sea Launch в "абсолютно сжатые сроки": "Я для себя вижу ориентир у рубежа пяти лет". Владислав Филев, в свою очередь, к этой идее отнесся более осторожно, заявив, что готов покупать производимые на Украине ракеты, под которые был спроектирован плавучий космодром. "Мы коммерческое предприятие, мы имеем возможность заплатить... Смогут украинцы поставить ракету — мы будем ее покупать. Не смогут — значит, им не повезло, потому что мы готовы платить деньги",— сказал господин Филев.
В "Южмаше" вчера заявили, что при условии начала финансирования в октябре 2016 года первые изделия могут быть отгружены уже во второй половине 2017 года, подчеркнув, что существующие мощности предприятия позволяют производить "от четырех до шести носителей в год". Высокопоставленный источник "Ъ" в "Роскосмосе", впрочем, выразил сомнение и в сохранившемся потенциале украинского предприятия, и в возможности поставок на Украину российских двигателей РД-171, используемых в "Зените".