Хирург с большими возможностями
Рождение нового супергероя: Бенедикт Камбербэтч в роли доктора Стрэнджа
В рядах экранизаций комиксов серьезное пополнение: до российского проката добирается новый супергерой, Доктор Стрэндж — нейрохирург, превратившийся в могущественного мага.
"Доктор Стрэндж", 2016, США, 115 мин.
Режиссер: Скотт Дерриксон.
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Чиветел Эджиофор, Рэчел Макадамс, Бенедикт Вонг, Майкл Стулбарг, Бенджамин Брэтт, Скотт Эдкинс, Тильда Суинтон, Мадс Михельсен.
Продюсеры: Кевин Файги, Виктория Алонсо, Стивен Бруссар, Луис Д'Эспозито, Стэн Ли, Чарльз Невирт.
Marvel Studios, Walt Disney Studios Motion Pictures.
Бюджет не обнародован.
Представлять широкой публике персонажа, относительно неизвестного за пределами комиксного фан-сообщества, поручили Скотту Дерриксону. Этот американский режиссер прославился фильмами о сверхъестественных явлениях, в том числе забористыми ужастиками. В частности, он написал сценарий и поставил "Синистер" с Итаном Хоуком в главной роли. Картина при $3 млн бюджета заработала $77,7 млн и показала, таким образом, великолепный коэффициент кассового успеха (ККУ) — 25,9. При этом Дерриксону приходилось работать и с проектами подороже: в 2008-м он срежиссировал "День, когда Земля остановилась" стоимостью $80 млн. Постановку разругали в пух и прах, однако она принесла $233,1 млн (ККУ 2,91).
В случае с "Доктором Стрэнджем" Дерриксон явно пробил свой потолок расходов на один фильм. Точную сумму, которую решено было потратить, нигде пока не сообщили. Десять лет назад Marvel выражала желание снять картину не дороже $165 млн, однако с тех пор слишком много всего произошло, и теперь эксперты говорят, что на "Доктора Стрэнджа" израсходовали никак не меньше $200 млн.
Намеки на итоговый размах в трейлере "Доктора Стрэнджа" подсказывают, что нолановское "Начало" со вставшими на бок небоскребами теперь покажется чем-то необременительным для психики
Какая-то часть денег пошла на великолепных и супервостребованных актеров, занятых во всех значимых ролях, включая, разумеется, Бенедикта Камбербэтча на позиции протагониста. Но продюсеры постановки дали понять, что львиную долю средств забрали цифровые эффекты. В Marvel посчитали ниже своего достоинства изображать высшую магию своей вселенной при помощи привычных молний, которые герои щедро мечут друг в друга. Поэтому постарались воплотить на экране графические фантазии Стива Дитко, создателя комиксов о Докторе Стрэндже, который, придумывая героя, в известной степени вдохновлялся галлюциногенной графикой Маурица Эшера. А такой подход потребовал гораздо более масштабного использования цифровых эффектов — намеки на итоговый размах, разбросанные в трейлере, подсказывают, что нолановское "Начало" со вставшими на бок небоскребами теперь покажется чем-то легкомысленным и необременительным для психики.
Нет никаких сомнений, что Marvel очень ответственно подходит к первому появлению Доктора Стрэнджа на экране. В свое время, точнее, в 1963 году, экс-нейрохирург открыл в комиксах компании новое "магическое" измерение и целый набор параллельных вселенных, где властвует Сверхъестественное, которое необязательно объяснять с научной точки зрения. На киноверсию Marvel возлагает примерно такие же надежды. То есть, у компании в фильмах и раньше наблюдалось что-то вроде магии, но в результате это оказывалось либо сверхсекретной научной разработкой, либо чрезвычайно продвинутой технологией — возможно, инопланетного происхождения. Магию Доктора Стрэнджа, впрочем, создатели тоже норовят описать, используя слова "квантовая физика", "теория струн" и "мультивселенная", но, за исключением этих терминов, перед нами старое доброе колдунство, состоящее из заклинаний и эффектной жестикуляции.
Этот проект, добиравшийся до финальной реализации с 1986 года, по всем признакам должен получиться прибыльным. Киноаналитики предполагают, что только в домашнем прокате "Доктор Стрэндж" соберет не меньше $255 млн. Однако этого будет не достаточно для того, чтобы выбиться в топ-5 самых кассовых фильмов о происхождении супергероев. Конкуренция здесь так сильна, что за бортом пятерки осталось рождение и Супермена, и Бэтмена. Зато пронырливый Человек-паук встречается аж два раза, и вообще все забито героями Marvel.
На пятом месте держится единственный представитель DC Comics — недавний "Отряд самоубийц" Дэвида Айера. С критикой, как известно, у постановки не заладилось: общий рейтинг рецензий на Rotten Tomatoes всего 26%. Но зритель снова не пошел на поводу у высоколобых рецензентов и натащил в кассу картины $744,1 млн, что при бюджете $175 млн дает ККУ 4,25, вполне годный для сиквела.
Уже упомянутый Человек-паук в версии 2012 года, снятой Марком Уэббом, находится на четвертой позиции. Перезапуск франшизы, затеянный несмотря на весьма приличные финансовые показатели предыдущей версии, был признан успешным: постановка с бюджетом $230 млн собрала $757,9 млн. ККУ в размере 3,29 пункта хватило на продолжение (вышло в 2014-м), но дальше дело застопорилось, и речь опять идет о перезагрузке всего сериала.
Третье место удерживают бравые "Стражи Галактики" Джеймса Ганна — один из самых ярких релизов 2014 года. Постановка и заработала неслабо, принеся $773,3 млн на $232,3 млн бюджета (ККУ 3,32), и нахватала кинопремий, пусть не самых главных, но весьма престижных, наподобие Saturn Awards. Кстати, две номинации на технические "Оскары" у нее были.
На втором месте — выскочка "Дэдпул" Тима Миллера. Уже, кажется, все знают, как Marvel чуть не задушила своими руками картину, которая для исполнителя главной роли Райана Рейнольдса была едва ли не делом всей жизни, и выделила на съемки всего $58 млн. Однако теперь, после того как фильм собрал $782,6 млн и показал ошеломляющий ККУ 13,49, все вдруг осознали, сколь прибыльны могут быть супергерои с рейтингом "18+". Теперь у Рейнольдса на руках карт-бланш на съемки сиквела в том виде, в каком ему заблагорассудится, взрослые фанаты комиксов довольно потирают руки и запасаются попкорном, а киностудии прикидывают, с каким из персонажей, на которых у них есть права, можно было бы сотворить нечто подобное.
Венчает рейтинг фильмов о происхождении супергероев "Человек-паук" Сэма Рейми с Тоби Макгуайром в главной роли. В 2002 году он был настоящим суперхитом, превратив $140-миллионый бюджет в красивую сумму кассовых сборов — $821,7 млн, что дает отличный ККУ 5,86. Вдобавок он стал самой успешной для своего времени экранизацией комикса и успел побывать на седьмом месте в списке самых кассовых фильмов всех времен, но в итоге съехал на 56-ю позицию.