«Вернуть деньги за фальшивое произведение практически невозможно»
Аукционные дома продали подделок на $260 миллионов
25 картин старых мастеров, проданных с аукционов, могут оказаться подделками. Об этом сообщает газета The Times. Среди работ, которые попали под подозрение — полотна Лукаса Кранаха-старшего. Фальшивками могут оказаться картины общей стоимостью $260 млн. Арт-дилеры уже назвали это «скандалом века». Тему продолжит — Яна Лубнина.
Эксперты начали масштабное расследование после того, как появились подозрения по поводу подлинности картины Лукаса Кранаха-старшего «Венера». Весной полиция изъяла этот экспонат из собрания князя Лихтенштейна. Ханс Адам II купил картину у лондонской галереи Colnaghi в 2013 году за $7 млн и был крайне удивлен, когда его собственность конфисковали для расследования. После этого появились сомнения в подлинности других работ европейских художников, так называемых старых мастеров, которые создавали свои полотна до XVIII века. В числе таких — произведения голландского портретиста Франса Хальса. По данным газеты The Times, Sotheby’s из-за спорной ситуации уже даже пришлось снять с торгов одну его картину стоимостью $11 млн. Компания пообещала провести собственное расследование. Как правило, сделки с крупными аукционными домами безопасны для инвесторов, и подобные случаи, скорее, исключение, заверил директор портала Art Investment Константин Бабулин.
«Специалисты в Sotheby’s и Christie's достаточно высокого уровня, если они с чем-то не справляются, например, с русским искусством, они привлекают специалистов из России, как опытных в этой области галеристов, так и специальных экспертов. Чаще всего удел подделок — это частные сделки, о которых кроме продавца и покупателя никто не знает, и если дальше что-то и всплывает через десяток лет, то иди свищи этого продавца», — отметил Бабулин.
Картины Кранаха и Хальса изначально принадлежали французскому коллекционеру Джулиано Руффини. Интересно, что сам он свои картины подлинными не называл и, скорее, даже склонялся к тому, что это копии. Но эксперты инвестфонда, который приобрел у него произведения, признали в них оригиналы. Чтобы случайно не купить подделку, необходимо проводить дополнительную экспертизу с привлечением независимых специалистов, посоветовал адвокат Матвей Левант.
«Аукционные дома имеют массу дисклеймеров в правилах аукционного дома, когда они не отвечают за подлинность работы. Более того, в условиях аукциона всегда написано, если покупателю недостаточно экспертной оценки аукциона, то он вправе перед принятием решения о покупке произвести собственную экспертизу», — рассказал «Коммерсантъ FM» Левант.
По словам участников рынка, в тех случаях, когда эксперты аукционного дома допускают ошибки при оценке подлинности лота, крайне сложно доказать наличие злого умысла. Поэтому вернуть деньги за произведение, оказавшееся фальшивкой, практически невозможно. Хотя в судебной практике есть и успешные примеры. В 2012 году бизнесмен Виктор Вексельберг отсудил у Christie's 3 млн фунтов за поддельную картину Бориса Кустодиева. Высокий суд Лондона признал, что работу написал другой художник.
По словам арт-экспертов, нередко в ходе частных сделок дилеры пытаются продать не только фальшивки, но и ворованные картины. Чтобы избежать этого, советуют нанимать юристов, которые работают в этой сфере. У них при этом должен быть доступ к базам разыскиваемых произведений искусства.