Птичий язык
Пернатые в мифологии
Часовая тенденция года — птицы на циферблатах. Что об этом думают современные часовщики, вполне очевидно: они в восторге. Директор моды “Ъ-Lifestyle” НАТЕЛА ПОЦХВЕРИЯ решила вспомнить некоторых птиц и пернатых существ, упоминающихся в энциклопедическом словаре «Славянская мифология», подготовленном сотрудниками Института славяноведения Российской академии наук. Фото лучших представителей часовой тенденции прилагаются.
АИСТ -— особо почитаемая птица, которую часто наделяют человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах А. выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти: змей, жаб, насекомых и нечистой силы.
Лит.: Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1909– 1911.
АЛКОНОСТ, алконос — в византийских и славянских средневековых легендах — райская птица с человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином). Образ А. восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. А. несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на семь дней, пока не вылупятся птенцы. Пение А. настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.
Лит.: Белова О. В. О чудесной птице алконост // Русская речь. 1993. № 1.
ВОРОБЕЙ — птица, которой в народных представлениях присуща брачная символика, символика ловкости и проворства и мотив воровства. В обрядовой практике известны разнообразные обереги посевов, которым воробьи наносят вред. Согласно народным легендам, своим чириканьем выдал Христа преследователям, приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал «Терпи, терпи!» или «жив-жив!», призывая продолжать мучить распятого Христа. За это Господь проклял В. и запретил употреблять его мясо в пищу. В наказание В. стал серым и маленьким и имеет на лапках невидимые путы, или оковы, отчего он не ходит, а скачет. Согласно другой легенде, птицы заковали ему лапки в кандалы за воровство или связали их в наказание за провинность во время выборов птичьего Царя.
Лит.: Тульцева Л. А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 163–179; Гура А. В. Воробей испечен // Philologia slavica: К 70-летию академика Н. И. Толстого. М., 1993. С. 43–49.
ЖАВОРОНОК — одна из чистых «божьих» птиц. Как птицу почитаемую, его запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом. Поляки называли Ж. певцом Божьей Матери. Когда Христос ходил по земле, Ж. ежедневно приносил ей вести о нем, утешал в горе и предсказывал воскресение Христово, а потом был взят ею на небеса, где возле престола Пресвятой Девы он неустанно славит ее своим пением «Ave Maria»... У поляков Галиции существует легенда о происхождении Ж.: Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и произошла эта серая, как земля, птичка. Два разных вида Ж.— обычный и хохлатый — в народных представлениях часто не воспринимаются как одна птица: чуб вырастает у Ж. на третьем году жизни, или же зимой Ж. имеет чубок на голове, а на лето его сбрасывает. Прилет Ж. связывался с приходом весны.
Лит.: Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979. С. 68–72, 74, 82, 92–93; Добровольский В. Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Этнографическое обозрение. 1894, № 3.
ЖАР-ПТИЦА — в восточнославянской сказке — чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо ее «так чудно и светло, что, ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Ж.-п., ее золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет. Ж.-п. может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель». Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Ж.-п. и словацкой птицы-огневика с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конем-птицей.
ОРЕЛ — особо почитаемая, божья птица, царь птиц и владыка небес. О. считают старшим и главным среди птиц. В белорусской загадке О. наделен царскими и божественными атрибутами: «Под дубом райским, под крыжом царским два орлы орлують, одно яйцо балують» (Крещение). В песенных текстах О. как царь и хозяин устраивает свадьбу птиц. Согласно поверью, все О. происходят от царей. Роль О. как хозяина небес отражена в народной легенде о том, как Александр Македонский хотел взойти на небо, но О. не пустил его туда. О. связан с небесными стихиями и управляет ими. У южных славян распространено поверье об О. как предводителе градовых туч. Он борется с тучей, отводит ее от полей и спасает урожай. Поэтому убивать О. запрещено, а нарушившему этот запрет грозят страшные кары… Книжное происхождение имеет поверье о том, что в гнезде О. находится волшебный камень — «орлов камень», или «огневик», который защищает от огня, болезней и всякой порчи. Украинцы верят, что в гнезде О. всегда имеются деньги.
Лит.: Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1909– 1911.
СТРЕФИЛ — в русских духовных стихах о Голубиной книге — «всем птицам мать». Происходит от греческого слова, обозначающего страуса. Живет среди моря-океана, подобно алконосту. Поутру, после того как С. «вострепещется», по всей земле начинают петь петухи.
Лит.: Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887.
____________________________________________________________________