Атомный конфликт
Судебные разбирательства
Летом 2016 года АО «Концерн “Титан-2”» и ОАО «Метрострой», генподрядчик и субподрядчик на строительстве Ленинградской АЭС-2, обратились в суд, подав иски друг к другу. «Титан-2» пытается взыскать с «Метростроя» около 1,48 млрд рублей, обвинив компанию в срыве сроков сдачи ряда объектов на ЛАЭС-2. «Метрострой» же подал четыре иска к «Титану-2», пытаясь взыскать совокупно около 1,42 млрд рублей задолженности по выполненным работам. Аналитики говорят, что, если опираться на данные Счетной палаты РФ, то срок сдачи ЛАЭС-2 может быть сдвинут по меньшей мере на 12 месяцев, что, в принципе, является обычным делом при строительстве таких ресурсоемких объектов, однако сам по себе конфликт между генподрядчиком и субподрядчиком, скорее всего, не окажет значительного влияния на сроки.
В начале августе АО «Концерн “Титан-2”» разместило на своем сайте сообщение о том, что компания подала иск к «Метрострою» из-за невыполнения последним контрактных обязательств по сооружению энергоблока № 1 Ленинградской АЭС-2.
«Метрострой фактически сорвал сроки сдачи ряда важнейших объектов. Просрочка по некоторым видам работ составила более 100 дней. Помимо нарушения графиков работ, ОАО “Метрострой” длительное время не предоставляет генеральному подрядчику исполнительную документацию на выполненные работы. В результате указанных нарушений на энергоблоке № 1 ЛАЭС-2 были завершены позже проектного срока несколько ключевых событий, таких как устройство строительных конструкций на куполе здания реактора, завершение бетонирования купола наружной оболочки здания реактора», — говорится в сообщении генподрядчика ЛАЭС-2.
Кроме того, компания утверждает, что были сорваны сроки выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, что привело к несвоевременному выполнению подачи напряжения, что повлияло на другие события, обеспечивающие своевременный ввод в эксплуатацию энергоблока № 1. Стоимость работ по договору составляет около 31,7 млрд рублей. По условиям договора, говорят в «Титане-2», размер неустойки составил примерно 1,48 млрд рублей.
Генподрядчик сообщил, что концерн был вынужден заменять «Метрострой» на объектах ЛАЭС-2, чтобы уложиться в установленные сроки, неся финансовые затраты, и заверил, что нивелировал отставание по проекту.
Иск компании был принят к производству, ближайшее заседание назначено на 26 сентября. Впрочем, в «Титане-2» заявили, что судебное заседание по иску отложено, а параллельно идет процесс переговоров по урегулированию ситуации.
В «Метрострое» претензии «Титана-2» назвали надуманными, полагая, что они, скорее всего, являются ответным шагом на иски, поданные «Метростроем» в адрес концерна ранее.
«Иски, поданные к генподрядчику строительства ЛАЭС-2, — это попытка урегулировать вопросы приемки-оплаты выполненных работ. К сожалению, на досудебной стадии “Титан-2” на протяжении длительного времени уклонялся от принятия решений, в результате чего мы были вынуждены обратиться в Арбитражный суд города Петербурга и Ленинградской области», — сообщили в «Метрострое».
В пресс-службе компании также рассказали, что в данный момент «Метростроем» подано по отношению к АО «Концерн “Титан-2”» четыре иска. «Все они касаются выполненных, но неоплаченных работ. По большинству исков уже состоялись предварительные заседания, по итогам этих заседаний у нас есть основания полагать, что возможность вынесения решения в пользу “Метростроя” достаточно высокая. Одно из последних заседаний генподрядчик пропустил по неизвестной причине, что, на наш взгляд, наглядно показывает слабость его позиции. ОАО “Метрострой” готово рассмотреть любой способ урегулирования, в том числе мировое соглашение. Однако это произойдет только в том случае, если “Титан-2” признает задолженности, имеющиеся перед “Метростроем”, и начнет выплаты по ним. Более того, несмотря на судебные разбирательства, “Метрострой” продолжает выполнять работы, входящие в график текущего года, планирует завершить эти работы в ближайшее время и надеется, что они будут своевременно приняты и оплачены генподрядчиком», — заявили в пресс-службе «Метростроя».
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», отмечает, что полностью исключить смещение сроков вода ЛАЭС-2 в эксплуатацию на фоне конфликта нельзя, однако стоит помнить, что у строителей есть еще и обязательства перед Росэнергоатомом, и вряд ли они заинтересованы в штрафных санкциях еще и с его стороны, маловероятно, что они хотят испортить свою репутацию и участвовать в новых судебных разбирательствах. «Поэтому есть вероятность, что строительство станции именно по этим причинам не затормозят, сроки будут выдержаны, а свои отношения компании вынесут за скобки данного проекта. Естественно, что если сроки вновь будут отодвинуты, то штрафные санкции, вероятнее всего, будут, но какие именно, сказать нельзя. Кроме того, учитывая масштаб объекта, количество видов и объем работ, необходимо будет разбираться с каждым подрядчиком, ведь не исключено, что вины какой-то компании или даже нескольких в переносе сроков просто нет», — высказывается господин Баранов.
Вадим Исаков, территориальный директор «БКС Премьер», отмечает, что изначально ЛАЭС-2 планировалось сдать в эксплуатацию к 2014 году, но, по всей видимости, и текущие нормативные сроки будут сорваны. «Если опираться на данные Счетной палаты РФ, то срок сдачи объекта может быть сдвинут по меньшей мере на 12 месяцев. В целом же ситуация не уникальная для крупных и комплексных объектов. По данным аудиторов, в минувшем году были увеличены сроки строительства семи из девяти строящихся энергоблоков атомных электростанций. При этом на Ленинградской АЭС, Нововоронежской АЭС и Белоярской АЭС наблюдается наибольшее отставание от нормативных сроков строительства. Думаю, что окончательную точку в споре концерна “Титан-2” и ОАО “Метрострой” может поставить только суд, однако, на мой взгляд, до смены генподрядчика дело не дойдет. Смена генподрядчика на такой большой площадке займет как минимум шесть-восемь месяцев, что лишь дополнительно увеличит сроки и стоимость строительства», — считает господин Исаков.
В «Титане-2» заявили, что никакого влияния на перенос сроков запуска строящейся ЛАЭС данная ситуация не оказывает, все работы выполняются по графику.
Что же касается юридической стороны дела, то, как ранее комментировала Екатерина Ильина, старший юрист адвокатского бюро А2, наибольшее количество дел о взыскании неустойки — это дела, связанные со строительством.
«Дела, касающиеся крупных и комплексных объектов, осложнены еще и тем, что в них присутствует не только неустойка, но и затраты на привлечение третьих лиц. Если подрядчик не устраняет недостатки в срок, могут быть убытки, связанные, к примеру, с тем, что из-за просрочек одного исполнителя другие исполнители и заказчик, в свою очередь, также срывают свои обязательства перед контрагентами и вынуждены, уже со своей стороны, платить пени», — высказалась госпожа Ильина.
Что касается данного спора, сказала Екатерина Ильина, если в действиях заказчика не было злоупотреблений, то есть площадка была передана, оплаты произведены, исполнитель не заявлял о приостановке работ, то взыскать сумму пеней не должно быть сложно.
АО «Концерн “Титан-2”» было основано в 1995 году Григорием Нагинским, который сейчас выступает генеральным директором концерна и председателем совета директоров ОАО «Титан-2».
В портфеле компании много проектов, наиболее известные — строительство ЛАЭС-2 и Балтийской АЭС.
Что касается ЛАЭС-2, то на строительство станции в 2008 году генподрядчиком было выбрано АО «Атомэнергопроект» (принадлежит «Росатому»), в 2012 году новым генподрядчиком становится ФГУП «Спецстрой России», в мае 2015 года генподряд на ЛАЭС-2 получило АО «Концерн “Титан-2”».
Закладка капсулы на месте будущей ЛАЭС-2 состоялась в 2007 году, непосредственно строительные работы начались в 2008 году. Примерная стоимость проекта оценивается в 600 млрд рублей. Первая очередь из двух блоков должна быть закончена к 2017 году, вторая — к 2021 году. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 — 50 лет.
«Метрострой» работает на ЛАЭС-2 с 2009 года, строит градирни и здания реактора энергоблоков № 1 и № 2. Выступает субподрядчиком «Титана-2» с 2015 года. Совладельцами «Метростроя» являются ГУП «Петербургский метрополитен» (25% доля в уставном капитале), Николай Александров (23,84%), комитет имущественных отношений (21%), Вадим Александров (13,62%), АО НКО «НРД» (6,78%), а также четыре миноритария — физических лица.