Бал по заслугам
"Золушка" в театре "Россия"
В театре "Россия" состоялась премьера мюзикла "Золушка", режиссером-постановщиком которого выступил Линдсей Поснер, обладатель театральной премии Лоуренса Оливье. Щедрый на спецэффекты спектакль стал первым в истории России мюзиклом совместного производства России, Великобритании и США. На неканоническую Золушку с твердыми политическими убеждениями посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Премьера мюзикл
Благодаря Ричарду Роджерсу и Оскару Хаммерстайну в 1957 году по сказке Шарля Перро появился музыкальный фильм "Золушка", в 2013-м же на его основе впервые был поставлен мюзикл на Бродвее. "Золушка" в театре "Россия" — оригинальная российская постановка, которая позаимствовала у одноименного бродвейского спектакля лишь либретто и песни. Фактически спектакль создали заново с участием международной команды. Оригинальными оказались постановка (британский режиссер Линдсей Поснер), сценография (американец Дэвид Галло), хореография (Ирина Кашуба), костюмы (Татьяна Ногинова). Даже технологию сказочных превращений в театре разработали свою, не побоявшись отказаться от обкатанной бродвейской. Инициатор постановки, продюсер и генеральный директор "Стейдж Энтертейнмент" Дмитрий Богачев, руководствовался тем, что "российскому зрителю будет эмоционально ближе узнавать в танцах, декорациях, костюмах и даже диалогах черты русского классицизма начала XIX века — эпохи Александра I, когда, например, происходило действие романа "Война и мир", нежели традиционное для Золушки европейское барокко". И действительно, "Золушка" получилась не заморской сказкой, которую легко можно было испортить липкой сентиментальностью, а близкой российскому зрителю историей с освежающим добродушным юмором (во многом благодаря яркому переводу, автором которого стал Алексей Иващенко) и голливудским размахом.
Заботливая Золушка (Юлия Ива; здесь и далее — участники премьерного состава) подает милостыню нуждающимся и отвечает теплом даже тем, кто приносит ей страдания. Например, мачехе Мадам (Алена Хмельницкая), которая элегантно несет свою ношу матери-одиночки, в активе у которой лишь дочери на выданье, тем не менее она не оставляет надежд и на личное счастье. Тетя юной красавицы (Елена Чарквиани) — настоящий лайф-коуч, который убеждает Золушку в том, что вообще-то все мечты находятся в пределах досягаемости. Она транслирует важную вещь, которая делает эту версию "Золушки" современной и невредной для юных созданий: счастье вряд свалится тебе на голову, если ты бездействуешь. Если классическая "Золушка" приучала с детства, что принц и любовь найдут тебя как-то сами, стоит только туфельку в нужном месте потерять, то здесь главная героиня прилагает немало усилий для того, чтобы устроить не только собственное будущее, но и будущее всего королевства.
Ее сводная сестра Габриэль (Екатерина Варкова) в пенсне, явная наследница жен декабристов, влюблена в неуклюжего республиканца Жан-Мишеля (Роман Аптекарь), ищущего для бедных лучшей жизни. Подлинная комическая жемчужина женского состава — это сестра Шарлотта (Татьяна Кулакова). Самоуверенная девица в теле, она искренне не понимает, почему парней "влекут гламурные девицы", и исполняет настоящую арию бодипозитиву. Даже после всех своих смешных конфузов она низким голосом призывает Принца одуматься и признать, что она "все еще неплохой вариант". Принц Тофер (Павел Левкин) же убивает драконов выстрелом из рогатки, но стесняется общаться с девушками. Эта его милая неуверенность и поиски себя как раз оправдывают характерную для всех золушкиных принцев несмышленость и простодушие. Оставшись сиротой, он знать не знает, что творится в его королевстве, которым от его имени руководит алчный лорд-протектор Себастьян, навешивающий на граждан все новые налоги.
Новую "Золушку" отличает поражающая воображение сценография. Если несколько веков назад все достижения театральной машинерии можно было увидеть в опере, где машины ветра, дождя и грома удивляли зрителей, то сегодня, когда оперная сцена освобождена режиссерами от громоздких декораций для пущего обнажения драматического действия и игры артистов, предметом искреннего изумления остаются постановки мюзикла. Преображение нарядов Золушки из лохмотьев в бальное платье происходит в одно мгновение и прямо на сцене, умилительные Лисичка и Енотик (в ролях совсем юные акробаты) оборачиваются кучерами для кареты, которая буквально взмывает ввысь. С помощью видеомэппинга (проекциями занимался дизайнер из Нью-Йорка Стив Ченнон) на сцене разворачивается то дремучий лес, то звездное небо. Пышные оркестровки Роджерса то и дело серебрятся переливами трубок бар-чаймса и арфы, завораживающий дуэт Золушки и принца Тофера "Десять минут назад" в ритме вальса в исполнении Юлии Ивы и Павла Левкина становится одним из лучших ансамблей мюзикла и самой высокой точкой в музыкальном развитии. И хотя знаменитого диснеевского голубого платья Золушке так и не сшили, этот спектакль искрится волшебством во имя всех девушек, которые когда-либо мечтали попасть на бал.