Стеклянный мир Рене Лалика

Сокровища французского дома Lalique

Антонина Плахина

Рене Лалик за свою долгую жизнь совершил несколько революций: в ювелирном искусстве, в парфюмерной промышленности, в производстве предметов из стекла. Основанный им в конце XIX века бренд Lalique сегодня выпускает высокохудожественный хрусталь и украшения, предметы интерьера в стиле ар-деко.

Трудно себе это представить, но детство человека, кардинально изменившего художественные вкусы своих современников и оказывавшего на них влияние всю первую треть ХХ века, пришлось на совсем иную эпоху, не знавшую еще ни электричества, ни автомобилей, ни массового промышленного производства. Рене Лалик родился в 1860 году в провинциальном городе Аи-Шампань, знаменитом своими виноградниками и шампанскими винами. Через два года семья переехала в предместье Парижа, но связь с родными краями Лалик сохранял всю жизнь. В 16 лет он поступил в подмастерья к знаменитому ювелиру Луи Ококу и параллельно учился в парижской Школе декоративных искусств. Потом еще два года стажировался в Лондоне, а вернувшись во Францию, стал работать для знаменитых ювелирных домов Cartier и Boucheron. Его эскизы принимали не слишком охотно, ведь они не очень соответствовали требованиям царившей тогда моды на крупные драгоценные камни в тяжелых золотых оправах в духе неорококо. Он, как истинный художник, чувствовал приближение новой эпохи, смены вектора истории, отразившейся в стиле ар-нуво с его изломанными линиями, болезненной изысканностью и утонченностью, мистическими и фантастическими образами и загадочными символами. В 1887 году Лалик открыл собственное ювелирное ателье и стал делать украшения, совершенно не похожие на те, что были распространены повсеместно. Он выбирал материалы не по принципу их дороговизны, а за красоту, которую умел видеть и с которой умел работать. Золото он сочетал с перламутром, эмалью, слоновой костью и рогом. Полудрагоценные камни любил не меньше драгоценных. Это были броши, кольца и подвески тончайшей работы, сплетенные из стилизованных листьев, цветов и стеблей, с фантастическими женщинами-стрекозами, сказочными павлинами и бабочками. Росту их популярности немало поспособствовала великая актриса Сара Бернар — она была одной из первых знаменитостей, кто стал носить эти экстравагантные по тем временам украшения, и вскоре к Лалику уже выстраивались очереди покупательниц. Заказы поступали и из-за границы, в том числе от российского императорского дома.

Процесс изготовления ваз Lalique на фабрике в эльзасском Винтен-сюр-Модере. Кропотливая ручная работа требует высокого художественного мастерства. Сегодня здесь трудятся 350 мастеров

Всемирная выставка, проходившая в Париже в 1900 году, стала триумфом Лалика: он был признан ювелиром номер один во Франции. Чуть раньше, в 1897 году, после победы на Всемирной выставке в Брюсселе, он был удостоен ордена Почетного Легиона. В 40 лет Лалик достиг всего, о чем только мог мечтать, начиная собственное дело. Но он всегда выбирал путь новых открытий. На пике своей ювелирной карьеры он увлекся работой со стеклом и проводил стеклодувные опыты в маленькой мастерской, устроенной им в собственном поместье Клерфонтен. В его ювелирных работах стали попадаться стеклянные вставки, потом он начал делать вазы — пока еще только из стекла и металла.

В 1905 году Лалик открыл магазин на Вандомской площади, по соседству с бутиками модных парфюмеров и ювелиров, и среди прочего украсил его своими работами из стекла. Владелец соседнего бутика, парфюмер Франсуа Коти, оценил их и предложил Лалику сотрудничество. Вместе они произвели революцию в парфюмерии: придумали продавать духи в специально созданных для каждого аромата флаконах. До этого духи разливали в обычные склянки, а красивые флаконы для них приобретались отдельно. В 1907-1908 годах Коти и Лалик наладили производство духов во флаконах, дизайном которых занимался Лалик. Первыми были духи Коти с ароматом розы: из тонкого и изящного флакона вырастала стеклянная роза Лалика. Вслед за Коти заказы стали делать и другие парфюмеры. Более 250 ароматов от Gallet, Houbigant, d'Orsay, Worth, Guerlain и многих других продавались во флаконах Лалика.

Флаконы для духов, разработанные Рене Лаликом для ведущих парфюмерных домов, 1912-1925 годы

Фото: Lalique

В первые годы ХХ века Рене Лалик постепенно перестает делать ювелирные украшения из металлов и переходит к изготовлению предметов из стекла. Он создал более 1500 моделей — это были вазы, пепельницы, шкатулки, флаконы, светильники, часы, чернильницы, посуда, стеклянные кольца и браслеты, пресс-папье и автомобильные маскоты — фигурки, украшавшие радиаторы автомобилей. Примерно в 1910 году он арендует стекольную фабрику в Комб-ла-Вилле, а через пару лет и покупает ее. Именно здесь он налаживает производство стеклянных изделий по своим моделям, освоив технологию литья под давлением. Благодаря Лалику стеклянные аксессуары становятся доступными и украшают многие дома. В 1909 году он создает свою первую полностью стеклянную вазу. В 1910-м он сделал первые две вазы — "Ваза с орлами на фризах" и "Четыре маски",— производство которых стало массовым. Всего Лалик запустил в производство около 300 ваз, не считая тех, что были сделаны в единственном экземпляре по технологии cire perdue ("вытекающий воск"). Все предметы, созданные по этой технологии, считаются коллекционной редкостью, таких работ было около 700, в основном сделанных в период с 1912 по 1932 год. Модель с декором вырезалась из воска. Затем ее обкладывали глиной, и декор отпечатывался на глиняной оболочке. При обжиге воск вытекал, в оставшуюся глиняную форму заливали стекло, затем форму разбивали, чтобы извлечь готовое изделие. Поскольку форма использовалась только один раз, каждое изделие было уникальным. Первыми шедеврами, созданными Лаликом по этой технологии, были вазы 1912 года "Восемь попугаев" и "Осы". В 2012 году ваза, изготовленная по технологии cire perdue, "Две крылатые женские фигуры" была продана за £280 тыс. на аукционе в Ньюкасле (проводился домом Anderson & Garland). Почти полмиллиона долларов заплатили за вазу 1914 года "Ягоды кизила" в 2010 году на Sotheby's. Кстати, первый коллекционер произведений Лалика появился еще в конце XIX века: это был нефтяной магнат и филантроп Галуст Гюльбенкян. Коллекция ювелирных и стеклянных шедевров, собранная им, сегодня выставлена в музее при фонде Гюльбенкяна в Лиссабоне.

Во время Первой мировой войны на фабрике в Комб-ла-Вилле производилось стекло для нужд военных госпиталей. В 1918 году Лалик начал расширять дело и приобрел еще одну фабрику в эльзасском Винтен-сюр-Модере — регионе, знаменитом своими стеклодувными традициями. Все хрустальные изделия, которые сегодня выходят под маркой Lalique, делают на этой фабрике. К 1920-м годам Лалик меняет стиль своих произведений: нервно-изломанные, утонченные линии ар-нуво уступают место более четким и геометричным, по-античному ясным орнаментам и мотивам ар-деко. Маски, женские фигуры, стилизованные изображения растений и животных становятся менее эфемерными, более пластичными и весомыми.

Маскот Spirit of the Wind (другое название — Victoire), созданный Лаликом для французского автомобильного бренда Delage в 1928 году

Фото: Lalique

В 1920-е Лалик все больше работает над крупноформатными элементами для интерьеров: делает декоративные панели, зеркала, панно. Первым его интерьерным проектом в 1911 году был парфюмерный магазин Франсуа Коти на Пятой авеню в Нью-Йорке. Созданные Лаликом трехэтажные окна с матовым декором из цветов и стеблей сохранились в доме N712 до сих пор. Более того, сам дом, к которому в середине 1980-х пристроили небоскреб, сохранили благодаря этим окнам. Еще раньше Лалик украсил декорированными стеклянными панелями двери в своем парижском особняке на улице Корс-ла-Рейн. В 1925 году на легендарной парижской Выставке декоративных искусств, давшей название стилю ар-деко, настоящий фурор произвели его стеклянные панели и фонтан "Источник Франции", украшавшие французский павильон. Лалик потом еще неоднократно делал роскошные стеклянные фонтаны, выставлявшиеся на Елисейских Полях. Заказов на дизайн архитектурных и интерьерных элементов было много. В 1927 году 30 тонн стеклянных перегородок, панелей и панно Лалика пересекли Атлантику, чтобы украсить знаменитое здание Oviatt Building в Лос-Анджелесе, ставшее ярким образцом архитектуры ар-деко. Лалик оформлял стеклянными панелями пульмановские вагоны Восточного экспресса и экспресса, возившего богатую публику на Лазурный берег, декорировал трансатлантические лайнеры "Париж", "Франция", а в 1935 году сделал светящиеся колонны и люстры для обеденного салона легендарного лайнера "Нормандия". В начале 1930-х он украсил интерьеры церкви Святого Матфея на острове Джерси в проливе Ла-Манш и построил для нее стеклянный алтарь. Он оформлял знаменитый отель Peace в Шанхае и дворец принца Асаки в Токио. Сейчас там расположен Токийский городской музей искусств Тейен, и роскошные стеклянные двери и светильники, созданные Лаликом, по-прежнему украшают его залы.

Работая по всему миру, Рене Лалик не переставал рисовать все новые и новые эскизы ваз и других аксессуаров. В 1927 году появилась легендарная ваза "Вакханки", ставшая одним из символов бренда Lalique и стиля ар-деко. Ваза была выпущена во многих экземплярах, и тем не менее сегодня коллекционеры охотятся за этой моделью неустанно, на аукционах цены на лаликовских "Вакханок" колеблются от $20 тыс. до 40 тыс.

В середине 1920-х Лалику стали поступать заказы на автомобильные маскоты. Первой моделью, для которой Лалик сделал маскот "Пять коней", был Citroen 5CV. Всего же он создал маскоты примерно для 30 моделей самых дорогих автомобилей. И один, существовавший в единственном экземпляре,— фигурку Levrier для автомобиля принца Уэльского. В наши дни коллекционеры отдают за маскоты десятки тысяч долларов, на аукционе Bonhams в 2013 году редкий маскот "Комета" ушел за $120 тыс.

Ваза из коллекции Glycines

Рене Лалик скончался в мае 1945 года, через неделю после того, как получил радостное известие о том, что его фабрика в Эльзасе освобождена войсками союзников и драгоценные формы для производства стеклянных предметов не пострадали. Фирму возглавил его сын от второго брака — Марк Лалик. Его отец создал столько эскизов, что их хватило еще на десятки лет процветания бренда. Но Марк привнес одно революционное новшество в дело отца: он перевел производство со стекла на хрусталь. Рене Лалик работал только со стеклом, теперь бренд Lalique ассоциируется в первую очередь с высококачественным хрусталем. В 1977 году Марка на посту главы бренда сменила внучка основателя Мари-Клод. Она открыла два новых, важных для семейной истории направления: ювелирные украшения и парфюм. В 2008 году бренд Lalique был куплен швейцарским холдингом Art & Fragrance, гендиректором стал Сильвио Денц. Весь хрусталь по-прежнему производится на фабрике в Эльзасе, купленной Лаликом в 1918 году. Холдинг инвестировал в ее модернизацию и экологическую безопасность — фабрика отвечает всем экостандартам, несмотря на то что в производстве хрусталя используется свинец. Производство это многоэтапное, сложное и затратное: например, только на подготовку глиняных форм для будущих изделий уходит около года — их сушат, выдерживают в темноте, потом обжигают. На остывание готовых изделий уходит до восьми дней. При обнаружении малейшего брака изделие уничтожают — отбраковывается около 35% продукции. На фабрике работают семьями, должности передаются от родителей к детям. Пять лет назад при фабрике открылся музей, где показывают 650 произведений Рене Лалика и других мастеров бренда.

В 2011 году было открыто направление Lalique Art: известные дизайнеры, художники и архитекторы создают произведения, которые Lalique выпускает ограниченным тиражом в технике cire perdue. Архитектор Марио Ботта спроектировал для Lalique парадоксальную вазу Geo, артист Жан-Мишель Жарр — хрустальные музыкальные колонки, а скандальный художник Дэмиен Херст — целую коллекцию хрустальных бабочек. Трибьютом великому скульптору-анималисту начала ХХ века Рембрандту Бугатти стала коллекция из трех его скульптур — "Лошадь", "Зевающая львица" и "Египетский волк", воссозданных в хрустале тиражом всего восемь экземпляров. А в честь французского художника Ива Клейна Lalique выпустил тиражом 83 экземпляра его "Нику Самофракийскую" в ярко-синем хрустале в технике cire perdue. Важной вехой в истории марки стало сотрудничество с Захой Хадид: архитектор создала для коллекции Crystal Architecture две экспрессивные скульптурные вазы в черном и прозрачном хрустале — Manifesto и Visio.

Флаконы для парфюма из коллекции Anemone. Современная интерпретация дизайна 1931 года

В 2011 году вышла интерьерная коллекция Lalique Maison Collection: зеркала и мебель из стекла, декоративные панели, а также текстиль, мягкая и корпусная мебель в стиле ар-деко, спроектированная дизайнерским дуэтом — леди Тиной Грин и архитектором Пьетро Мингарелли.

В 2012 году компания выпустила коллекцию предметов haute joaillerie — высокого ювелирного искусства — l'Odyssee du Feu Sacre, а спустя два года на улице Rue de la Paix в Париже, недалеко от Вандомской площади открылся ювелирный бутик Lalique, его интерьер украсила люстра, составленная из 2500 хрустальных колец Cabochon, знаменитой модели, созданной Рене Лаликом в 1931 году.

Lalique продолжает осваивать наследие великого мастера Рене Лалика — оно поистине неисчерпаемо. Среди недавних премьер — современные интерпретации знаменитых ваз Tourbillons ("Водовороты"), Languedoc ("Лангедок"), Glycines ("Глицинии"), а также реплика уникальной вазы Anemone, созданной Лаликом в 1912 году в технике cire perdue.

www.lalique.com

Ваза из коллекции Languedoc, реплика модели 1929 года

Вся лента