"Отказа от традиционных двигателей не будет"
мнение
Как развиваются продажи электромобилей в мире, почему в России они непопулярны, ожидать ли полного отказа производителей от двигателей внутреннего сгорания, в интервью "АВТО" рассказал ДАНИЭЛЕ СКИЛЛАЧИ, исполнительный вице-президент по глобальным продажам и маркетингу компании Nissan.
— Спрос на электромобили растет не только в Европе и США, но и на развивающихся рынках, и Китай — прекрасный тому пример. Как вы оцениваете потенциал замещения машин с традиционными двигателями машинами с электромоторами в развивающихся странах, в том числе в России? Что является для покупателей в этих странах основным стимулом для покупки электромобиля?
— Мы видим, как интерес к электромобилям растет во всем мире, конечно, там, где есть необходимая инфраструктура и поддержка со стороны государства, в первую очередь. Стимулами являются комфортное использование и низкая стоимость эксплуатации. 95% сегодняшних пользователей Leaf довольны машиной и рекомендуют ее для покупки друзьям. Целый ряд стран уже делает все, чтобы максимально поддержать продажи электрических авто: компенсируют часть стоимости авто, снижают налоги, обеспечивают бесплатную парковку в центре города. Пока это тренд в ряде европейских стран. Но он не повсеместный, к сожалению. Но электрическая тема распространяется все увереннее.
— Цена аккумулятора, наиболее дорогого компонента электромобиля, неуклонно снижается. Но снижается и цена на нефть. Как, на ваш взгляд, снижение мировой цены на углеводороды скажется на развитии рынка электромобилей и на инвестиционных планах автопроизводителей, касающихся производства электромобилей и их компонентов?
— Nissan поставил в своей долгосрочной стратегии на электромоторы, системы автономного управления и кроссоверы. Это наши основные направления развития как минимум до 2020 года. Поэтому мы будем продолжать работать над развитием электромобилей.
— Означает ли это, что у компании есть план постепенного сворачивания (или переноса на развивающиеся рынки) производства автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания?
— Полного замещения, отказа от двигателей внутреннего сгорания, не будет, во всяком случае, в ближайшее время. Оба направления — и автомобили на двигателях внутреннего сгорания, и электромобили — будут производиться и развиваться параллельно, надеюсь, радуя автолюбителей.
— Как компания планирует утилизировать литиевые батареи после окончания срока эксплуатации или выхода из строя самой батареи или автомобиля?
— Это вопрос даже не ближайшего будущего. Сегодня ведущие специалисты мира заняты этим вопросом, думаю, в скором времени мы получим эффективное решение. Это вопрос ближайших 10-20 лет. Сейчас батарея после окончания ее жизни в автомобиле продолжает служить в жилых домах. Уже сейчас есть решения, позволяющие автомобилю обмениваться энергией с городской электросетью, так называемая технология vehicle to grid. Ночью, пока электричество стоит недорого, вы можете зарядить батарею, а днем продать излишки энергии обратно в электросеть, заработав на этом.
— Недавно альянс Renault--Nissan приобрел французскую компанию Sylpheo и подписал договор о стратегическом партнерстве с Microsoft. В рамках партнерства планируется совместная разработка технологий, связанных с использованием возможностей интернета в использовании автомобиля. О каких именно технологиях идет речь, когда ожидаются первый результаты работы в рамках этого партнерства, идет ли речь о дооборудовании уже существующих моделей или о создании принципиально нового продукта для машин, которые пока еще находятся на стадии проектирования?
— Nissan активно развивает партнерства в самых разных областях, и цифровые технологии не исключение. Мы собираемся создавать собственные системы и работать совместно с партнерами.