Рекламу достали из-под земли
Суд расторг договор об аренде поверхностей в метро Екатеринбурга
Екатеринбургский метрополитен нарушил антимонопольное законодательство, сдав рекламные площади компании «Метро 2000» в аренду без конкурса. Такое решение вынес Свердловский арбитражный суд по иску регионального УФАС, постановив расторгнуть договоры. По словам участников рынка, объем рынка рекламы в екатеринбургском метро составляет до 40 млн руб. в год и имеет потенциал для роста.
Как рассказали в УФАС по Свердловской области, арбитражный суд удовлетворил иск УФАС и признал недействительными договоры ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» с ООО «Метро 2000» и ООО «Рекламное агентство „М2”» (РА «М2») о предоставлении имущества для размещения рекламы. В УФАС пояснили, что муниципальное предприятие заключило договор, минуя процедуру торгов. Таким образом, был нарушен закон «О защите конкуренции», согласно которому договоры о пользовании муниципальным имуществом должны заключаться на основе конкурсных процедур. «Это привело к фактическому предоставлению ООО „Метро 2000” муниципальной преференции», — подчеркнули в УФАС.
Из материалов арбитражного дела следует, что договор с «Метро 2000» был заключен в сентябре 2008 года и предусматривает размещение рекламы на станциях и в вагонах, договор с агентством «М2» от сентября 2010 года — только в вагонах. Основания УФАС были подтверждены отзывом прокуратуры Свердловской области. Ответчики с ними не согласились. Юристы компаний пытались доказать, что положения закона «О защите конкуренции» к договору не применимы, так как предметом договора являются рекламные площади, а не передача в аренду муниципального имущества. Согласно позиции метрополитена, закон «О рекламе» предусматривает проведение торгов только по наружной рекламе, а реклама внутри станций и в вагонах таковой не является. По мнению ответчиков, реклама в вагонах соответствует понятию рекламы на транспортных средствах. Однако суд прекратил производство по делу только в отношении РА «М2», а договор с «Метро 2000» признал недействительным.
Получить комментарий у руководства метрополитена не удалось — его директор Владимир Шафрай находится на больничном. В рекламном агентстве «Метро 2000» сообщили, что директор Анатолий Луговской в отпуске, и отказались предоставить комментарии.
По данным «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал ООО «Метро 2000» составляет 10 тыс. руб., выручка в 2015 году составила 28,2 млн руб., чистая прибыль — 1,45 млн руб., чистые активы — 5,65 млн руб. Директор и владелец компании Анатолий Луговской ранее являлся владельцем ООО «Рекламная группа „М2”», которое было ликвидировано в 2011 году. ООО «Рекламное агентство „М2”» создано в 2010 году. Его совладельцами являются Александр Комаров (66,7%) и Василий Тупота (33,3%). Уставный капитал составляет 15 тыс. руб., в 2015 году выручка составила 20,9 млн руб., чистая прибыль — 428 тыс. руб., чистые активы — 932 тыс. руб. На сайте рекламного агентства «Метро 2000» говорится, что компания с 1991 года занимает лидирующие позиции в области размещения рекламы в метрополитене. Собеседники „Ъ”, близкие к метрополитену, отмечают, что у руководителей рекламного агентства и метрополитена сложились тесные связи, поэтому не исключено, что при объявлении конкурса его выиграет «Метро 2000».
Екатеринбургский метрополитен имеет одну линию протяженностью 12,7 км с девятью станциями. По данным международной ассоциации «Метро», за 2015 год он перевез 49,9 млн человек, в среднем екатеринбургским метро пользуются 140 тыс. пассажиров в сутки (для сравнения, в Москве — 6,5 млн пассажиров в сутки, в Санкт-Петербурге — 2 млн., в Новосибирске — 221 тыс.). Инвентарный парк составляет 62 вагона.
По словам участников рынка, реклама в метро — востребованный канал коммуникации с потребителем. «Пассажиропоток различных станций Екатеринбурга составляет от 10 до 35 тыс. человек в сутки. Этого недостаточно для охватной кампании, но в составе интегрированных коммуникаций реклама в метро может быть весьма эффективна», — считает медиадиректор рекламной группы Deltaplan Оксана Червоненко. По оценке компании, объем рынка рекламы в екатеринбургском метро составляет в 35–40 млн руб. в год. «Полагаем, что этот показатель мог бы быть выше. Если коммерческая политика поставщика услуг станет более гибкой, в том числе по отношению к рекламным агентствам, это позволит повысить объемы рекламы в метро. Сейчас в ряде случаев мы вынуждены отказываться от данного носителя из-за высокой стоимости контакта в сравнении с другими медиа», — отметила госпожа Червоненко.