Сдали кассу
«Автовокзал» заключил с арендаторами мировое соглашение
ПКГУП «Автовокзал», с 2011 года не ведущее операционную деятельность, вновь приступит к работе в декабре. Предприятие, пять лет сдававшее в аренду свое имущество, заключило мировое соглашение с арендаторами и договорилось о возвращении своих касс и перронов. Таким образом, «Автовокзал» вновь получит контроль над денежными потоками и перевозчиками. Участники рынка надеются, что перемены положительно скажутся на отрасли.
«Автовокзал» с декабря вновь приступит к операционной деятельности по обслуживанию пассажиров и перевозчиков без участия арендаторов. На минувшей неделе Арбитражный суд Пермского края утвердил мировое соглашение между ПКГУП «Автовокзал» и арендаторами его имущества. ПКГУП пыталось через суд установить сроки аренды. Иски были поданы к пяти ООО: «Альянс», «Пегас», «Ав-Запад», «Ав-Север», «Ав-Юг». Поводом для обращения в суд стало то, что краевое предприятие и арендаторы не сошлись во мнении о сроках действия договора аренды. Но в итоге сторонам удалось договориться и заключить мировое соглашение. Как рассказал „Ъ“ директор ПКГУП «Автовокзал» Ильдар Камилянов, согласно мировому соглашению, арендаторы освобождают имущество и 30 ноября передают его предприятию. «Нам будут переданы площади, необходимые для обслуживания автобусов и пассажиров: перроны, кассы. Коммерческие площади — пункты питания и продажи товаров — по некоторым объектам пока останутся у арендаторов. Сроки аренды там истекают только в мае», — отметил господин Камилянов. По его словам, коммерческие площади не относятся к прямой деятельности «Автовокзала», поэтому по истечении договоров они вновь будут отданы в аренду по результатам аукциона.
Связаться с ООО «Автовокзалы Прикамья» „Ъ“ не удалось. Директор компании Андрей Отинов не отвечал на звонки.
ПКГУП «Автовокзал» (Пермь) управляет сетью из шести автовокзалов и 39 автостанций и билетных касс в Пермском крае, включая автовокзалы Кудымкара и Перми. Также ПКГУП арендует соликамский и березниковский автовокзалы. Площадь самого крупного автовокзала в Перми — 1,6 тыс. кв. метров.
Напомним, договоры аренды имущества ПКГУП «Автовокзал» были заключены в 2011 году. Тогда, несмотря на критику депутатов законодательного собрания, почти все имущество предприятия было отдано в аренду, в частности, аффилированным ООО «Автовокзалы Прикамья» компаниям. Под управление ООО «Автовокзалы Прикамья» попало большинство касс пермского автовокзала, здания предприятия в Осе, Барде, Очере, Нытве, Краснокамске, Ильинском, Кудымкаре, Сиве и Верещагино. Владельцем ООО «Автовокзалы Прикамья» и компаний-арендаторов числится пермский предприниматель Роман Биджаков. По данным СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль ООО «Автовокзалы Прикамья» в прошлом году составила 5,3 млн руб.
В 2013 году краевые власти пришли к выводу, что схема сдачи в аренду имущества неэффективна. Расторгнуть договоры пытались через суд. Однако попытки признать сделки ничтожными оказались безуспешными.
Перевозчики, работающие на краевых маршрутах, пока не получали никаких уведомлений о смене оператора.
Предприниматель Юрий Никитин считает, что перемены отрасли необходимы. «Не знаю, изменится ли что-то, но менять работу необходимо. Сегодня отрасль просто в плачевном состоянии. Очень много нелегальных перевозчиков. Нужно упорядочить систему и провести среди них конкурс», — полагает предприниматель.
Предприниматель Владимир Мейтис считает, что возвращение имущества краевому предприятию положительно скажется на отрасли. «Жду момента, когда краевое предприятие приступит к работе. Перевозчики начнут работать на равных правах, независимо от лояльности к арендатору», — полагает он. По его словам, сдача имущества в аренду негативно сказалась и на перевозчиках, и на пассажирах. «Арендаторы обещали большие инвестиции, но, как я вижу, в имущество ничего не было вложено, и сейчас автостанции представляют собой жалкое зрелище. При этом сборы с арендаторов были увеличены в 2,5 раза, — отмечает перевозчик. — Надеюсь, что руководство краевого предприятия будет квалифицированное, и их действия будут направлены на улучшение обслуживания пассажиров».
Один из участников рынка отметил, что результатом изменений станет то, что к «Автовокзалу» вновь перейдет контроль над денежными потоками от продажи билетов и, соответственно, над прибылью перевозчиков. Кроме того, теперь перевозчикам придется заключать договоры с «Автовокзалом», и еще неизвестно, на каких условиях, поэтому пока рано говорить, насколько позитивными будут изменения.