ЮВЕЛИРЫ — НАШИ ГОСТИ, А НЕ НАОБОРОТ

ДОМИНИК ШЕВАЛЬЕ, ПРЕЗИДЕНТ SNA

Доминик Шевалье не только известный антиквар, основатель парижской Galerie Chevalier, специализирующейся на старинных тканях и коврах, а также на текстиле, созданном современными художниками. Вот уже два года он возглавляет Национальный синдикат антикваров (Syndicat National des Antiquaires, SNA), организацию, которая проводит Биеннале антикваров. Под его руководством изменились расписание, состав участников и система ценностей биеннале.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

— Нынешняя биеннале стала последней из тех, что проводятся раз в два года. Зачем это понадобилось SNA и каких перемен еще ждать?

— Наша главная задача — сделать встречу антикваров в Париже ежегодной. Мы не можем уступать конкурентам — TEFAF в Маастрихте, брюссельской BRAFA или Frieze в Лондоне, которые проводятся раз в год.

— Вы прежде всего поменяли организационную структуру и пригласили бывшего директора музеев Орсе и Лувра Анри Луаретта.

— Мы доверили Анри Луаретту председательство во вновь созданном комитете биеннале, который, в частности, будет заниматься отбором вещей для показа. Мне кажется, авторитет бывшего директора Лувра и возглавляемой им комиссии заставит замолчать тех критиков, которые утверждают, что предметы для нашей выставки в Гран-Пале отбирают те же люди, что ими торгуют. Теперь антиквары в приемочной комиссии в меньшинстве. Дирекцию биеннале, которая занимается техническими вопросами, возглавил опытнейший Жан-Даниэль Компен. И наконец, в качестве дизайнера мы пригласили сценографа Натали Криньер, которая известна своими блистательными работами в музеях.

Пьер де Беле (1890-1947). В ювелирной лавке. Продано галереей Berko на биеннале 2014 года

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

— К биеннале присоединяется салон старой живописи Paris Tableau, который раньше был немым укором антикварной выставке. У них теперь будет своя независимая часть экспозиции?

— Биеннале многое теряла без торговцев старой живописью. Мы рады, что в Гран-Пале вернется салон Paris Tableau. Но только не в качестве суверенной территории. Каждая из входивших туда галерей будет выставляться сама по себе. Я объясню вам почему: мы не хотим делить выставку на самостоятельные части. Нам важно привлечь зрителя к биеннале в целом. Вы придете смотреть на старую живопись, но вы пройдете сначала через искусство начала ХХ века, мебель, ковры и так далее, вы увидите многое из того, чего, может быть, не ожидали увидеть.

— Почему так сократилось число ювелиров, участвующих в Biennale des Antiquaires? Их было много, осталось только четыре марки.

— У ювелирных марок было 1,1 тыс. квадратных метров — пятая часть общего пространства. Меж тем биеннале — это выставка антикварных галерей, которые принимают у себя ювелиров. Ювелиры — наши гости, а не наоборот. К тому же мы посчитали наши расходы, и многое стало понятно. Отныне вы можете иметь не более 140 метров на галерею, мы предложили такой же лимит ювелирам. Для них мы также повысили цену аренды.

Часы французской работы середины XVIII века из собрания Эрмитажа, представленные на биеннале 2016 года в рамках выставки "Век французской элегантности"

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

— Справедливо ли ставить участников в заведомо неравные условия?

— Справедливо. Потому что экспонирование haute joaillerie требует особых, драконовских мер безопасности. Украсть картину или антикварный комод все-таки сложнее, чем колье. Нужны были сейфы, охранники и лишние дни на монтаж и демонтаж, которые оплачивали все участники. Ювелирам предложили покрыть эти расходы. Они отказались.

— Хорошо, ювелиры ушли. Но многие марки вернулись в виде экспонатов на выставке часовых сокровищ, которую привез в Париж Фонд высокого часового искусства.

— Выставка про историю часового дела "Завоевание времени" хорошо известна. Она уже была показана в прошлом году в Милане в Амброзианской библиотеке. Это такая же некоммерческая историческая выставка, как и две другие — выставка французского прикладного искусства из собрания Эрмитажа и выставка авторской дизайнерской мебели ХХ века из Mobilier National. Для всех любителей старого искусства проект фонда был очень интересен, тем более что есть антиквары, занимающиеся только часами и ювелирными предметами. Если ювелиры, увидев это, захотят вернуться в следующем году, ничто не помешает им это сделать, мы, антиквары, будем только рады гостям.

Беседовал Алексей Тарханов

Вся лента