НА КРЫЛЬЯХ BREGUET

ШВЕЙЦАРСКИЕ ЧАСЫ И ФРАНЦУЗСКИЕ ЛЕТЧИКИ

Когда вы увидите в парижском Музее авиации и космонавтики красный самолет 1930-х годов с надписью Breguet на фюзеляже, не подумайте, пожалуйста, что речь шла о рекламной кампании часов. Семья Бреге занималась не только часами. Среди потомков изобретателя турбийона — инженеры, электротехники, физики, конструкторы.

Спросите у историографа семьи и марки Манюэля Бреге — и он проведет вам линию от Абрахама Луи Бреге (1747-1823) и Антуана Луи Бреге (1776-1858) к Луи Клементу Бреге (1804-1883) и Антуану Бреге (1851-1882). Но нас интересует представитель пятого поколения Бреге — Луи Шарль, выдающийся французский авиаконструктор. За свою жизнь он построил множество знаменитых машин — от первого аппарата вертикального взлета, автожира, до военных самолетов Первой и Второй мировой и первого гражданского двухпалубного лайнера, предшественника Boeing и Airbus. Он был не только конструктором, но и отважным летчиком, разведавшим в 1914 году для французского генштаба германский прорыв на Марне, и талантливым предпринимателем — в 1933-м он стал одним из основателей Air France.

Самолеты Луи Шарля Бреге были такими же совершенными, как часы Абрахама-Луи Бреге

Об этом во время одного из последних Базельских салонов мы говорили с Марком Хайеком, главой часовой марки Breguet, принадлежащей ныне Swatch Group. Он пообещал тогда выпустить нечто особенное, специальную модель, которая могла бы напомнить о других достижениях семейства Бреге кроме всем известных часовых. Свое обещание он сдержал — в коллекции швейцарских часовщиков появилась модель Breguet Type XXI 3817, пилотские часы в духе тех, которые часовая марка начала выпускать в конце 1930-х и которые в 1950-х носили пилоты французских ВВС. Но поскольку пилотские часы всегда тесно связаны со своим временем и техникой, новая модель Breguet с ее кремниевым спуском и крышкой из сапфирового стекла получила индекс Type XXI — в честь нового века.

Выдающийся французский авиаконструктор Луи Шарль Бреге (1880-1955)

Фото: предоставлено Breguet

Красный полутораплан в Музее авиации называется Breguet 19. Это прославленный самолет, который в 1930 году пересек Атлантику, стартовав в Париже и приземлившись в Нью-Йорке. Первым трансатлантический перелет предпринял американец Чарльз Линдберг, но он летел с запада на восток, пользуясь попутными воздушными течениями. Путь на запад против ветра не был еще разведан. Французский летчик Дьедонне Кост и бортмеханик Морис Беллонт решили побить рекорд Линдберга и заявиться к нему в гости.

Красный самолет имел еще два прозвища. Полное имя, под которым он вошел в историю авиации,— Breguet XIX TF Super Bidon Point d'Interrogation. В переводе "Супербидон" и "Вопросительный знак". Первая часть названия понятна. Самолет готовили к трансатлантическому перелету. Никаких посадок — в океане аэродромов нет. Тем более никаких заправок в воздухе, казавшихся тогда ненаучной фантастикой. Поэтому самолет нес несколько бензиновых баков, общей емкостью 5270 л. Настоящий бидон с крыльями.

Breguet 19 был развитием самого популярного легкого бомбардировщика Первой мировой — Breguet 14, специально приспособленного для дальних перелетов

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Вторая часть названия — Point d'Interrogation — это вопрос о том, можно ли соединить два континента авиационными маршрутами, на что очень надеялся Луи Бреге. Кроме того, под псевдонимом "?" скрывался один из главных спонсоров перелета, который в отличие от двух других, авиационной марки Breguet и моторостроителей Hispano-Suiza, не сразу открыл публике свое имя.

Возможно, он не был уверен в успехе. Или просто не хотел рекламы — в то время марки еще считали не совсем приличным выходить под камеры вперед самих героев. В конце концов узнали, что постройку самолета финансировал знаменитый парфюмер и газетный магнат Франсуа Коти. Один из самых богатых людей тогдашнего мира, он мог себе позволить поддерживать друзей даже в самых безумных начинаниях.

На крыльях Breguet французские летчики впервые перелетели из Парижа в Нью-Йорк

Фото: предоставлено Breguet

Самолет Breguet 19 был развитием самого популярного легкого бомбардировщика Первой мировой, Breguet 14, но специально приспособленного для дальних перелетов. Машины эти перевозили почту и грузы во французские колонии, связывая Европу и Африку, как рассказывают нам "Ночной полет" и "Южный почтовый" Антуана де Сент-Экзюпери. Многие рекорды дальности были поставлены французскими летчиками на этих самолетах.

Но перелет через Атлантику оставался смертельно опасным делом. В 1927 году два аса Франсуа Коли и Шарль Нунжессер пропали без вести, отправившись в Америку на столь же тщательно подготовленном к рекорду самолете, названном "Белой птицей". Мы до сих пор не знаем места катастрофы. Да и у Коста и Беллонта это была вторая попытка — в первый раз им пришлось вернуться.

Утром 1 сентября 1930 года Кост и Беллонт подняли "Супербидон" над тогдашним главным парижским аэропортом Ле-Бурже, а в полночь 3 сентября (по парижскому времени) приземлились на аэродроме Кертис Филд на Лонг-Айленде. В этом перелете им помогали береговые радиостанции, дававшие им пеленг, и корабли в Атлантике, рассказывавшие им о ситуации в открытом море, но они не смогли бы долететь, если бы не было точных приборов, отсчитывавших каждую минуту движения. Современники восхищались, с каким искусством летчики вели самолет вслепую, как подробно был расписан маршрут, учитывавший воздушные течения и перемены погоды. Но конечно, ничего бы не получилось, если бы машина Луи Бреге не работала так же точно, как часы его прапрапрадеда.

Алексей Тарханов

Вся лента