Уголь стал невыездным
Кузбасс переполняется добытым топливом
Власти Кузбасса, руководство ОАО «РЖД» и угольщики пытаются найти выход из ситуации с недостаточным вывозом угля, запасы которого на складах добывающих и перерабатывающих предприятий региона превысили 16 млн т при нормативе в 9 млн. Угольщики предложили отказаться от утилизации старых вагонов, чтобы не было их дефицита, не повышать тарифы операторов и монополии, представители РЖД пообещали уже в ноябре наладить нормальную погрузку угля, подчеркнув, что дефицита вагонов нет, есть сложности с их оборотом.
Губернатор Кузбасса Аман Тулеев назвал ситуацию с вывозом угля из региона сложной и несколько раз во время совещания по вопросам вывоза угольной продукции региона, которое провели вчера представители углепрома, ОАО «РЖД» и областных властей, заявлял, что «надо вывезти излишки угля в течение октября, до наступления зимы». По данным и.о. первого заместителя губернатора Кузбасса Александра Данильченко, на 1 октября на складах угольных предприятий региона скопилось 16 млн т угля при нормативе в 9 млн. В сентябре срывались планы отгрузки, выполнение их по отдельным угольным компаниям составляло от 60 до 85%, в результате, некоторым из них пришлось выплатить до $1 млн штрафов портовым компаниям за срыв поставок.
Угольщики Кузбасса, выступавшие на совещании, единодушно указывали на дефицит вагонов, сбои в согласовании планов вывоза, на рост расходов при еще не заработанных дополнительных доходах. Президент ЗАО «ХК „Сибирский деловой союз“» (СДС) Михаил Федяев, выступавший и от лица угольщиков (в составе холдинга работает крупное угольное ОАО «ХК „СДС-уголь“»), и от лица вагоностроителей (компании СДС принадлежит ОАО «Алтайвагон»), высказал мнение, что решение об утилизации старых вагонов не принесло заказов вагоностроителям, но привело к их нехватке для погрузки.
Президент Кузбасской топливной компании Игорь Прокудин напомнил, что в мае нынешнего года КТК получала всего $8–9 из $43 экспортной цены за тонну угля, но «держала долю на рынке». Затем цены на уголь стали расти, «но не надо делить прибыль, которая еще не заработана»,— заявил угольщик, указав на уже наметившийся рост тарифов операторов вагонного парка, тарифов РЖД и т.п. По его данным, основная часть угля поставляется на экспорт по долгосрочным контрактам и доля спотовых поставок у КТК всего 10–15%.
Представители ОАО «РЖД» не отрицали проблем с вывозом угля, однако выставили встречные претензии. Начальник Западно-Сибирского территориального центра транспортного обслуживания РЖД Игорь Сарычев сообщил, что в конце прошлого года угольщики обещали не увеличивать добычу, а на деле с начала года нарастили ее на 11 млн т, при этом железнодорожники увеличили поставки угля в восточном направлении на 15%. По его оценке, увеличение запасов угля на складах вызвано именно ростом добычи, о котором угольщики не известили РЖД. Вице-президент РЖД Салман Бадаев напомнил, что за три года доля железнодорожной перевозки в конечной цене угля упала с 62% до 52%. По его данным, расширения поставок в восточном направлении пока ждать не приходится, поскольку на Забайкальской дороге есть «узкое место», и пока этот участок и БАМ не будут реконструированы, роста не произойдет. Вице-президент РЖД заявил, что дефицита вагонов в сети нет, просто ухудшился их оборот.
По мнению Олега Петропавловского из БКС, угольщикам важно решить проблему с вагонами к четвертому кварталу, когда в контрактах отразится рост цен на уголь, и это актуально, прежде всего, для экспортеров коксующегося угля. Мировые цены на него с августа взлетели вдвое, превысив $200 за тонну.