«Владимир Путин доверяет Сергею Кириенко уже 20 лет»
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский в интервью «Ъ FM»
Глава «Росатома» Сергей Кириенко перешел на работу в Кремль. Владимир Путин назначил его первым замглавы президентской администрации. Вячеслав Володин, ранее занимавший эту должность, выбором преемника доволен. Он назвал Кириенко профессиональным человеком с хорошим знанием регионов. Переход Сергея Кириенко в Кремль в последнее время активно обсуждался. Информация о его возможном назначении появилась в СМИ еще в сентябре. При этом сам господин Кириенко отказывался «комментировать слухи». Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Наталией Боевой.
— Кто такой все-таки Сергей Кириенко — либерал или консерватор?
— Уж точно не консерватор. Но в этой линейке его бессмысленно рассматривать, потому что кого сегодня называют либералами, я не очень понимаю. Видимо, тех, кого разыскивают — «их разыскивает милиция», как был когда-то такой лозунг. Кириенко — организатор, управленец, как у нас любят говорить, технократ, хотя тоже непонятно, что это значит. Но он может поставить систему управления и поддерживать ее в стабильном состоянии, а это довольно редко случается. И в администрации президента этого уже давно не было.
— А что изменится с его приходом во внутреннюю политику?
— Назначенцы у нас не приходят в политику, они приходят в качестве инструментов чужой политики. У нас нельзя прийти в администрацию и сказать: «Вы знаете, у меня есть моя идея политики». Вы приходите в качестве хорошего или плохого, желательно хорошего, управленческого инструмента, и дальше вы узнаете, какую политику вы будете проводить. Сегодня, во всяком случае, все обстоит так, и не думаю, что Кириенко может рассчитывать на что-то другое. Но он может структурировать это рыхлое пастозное тело администрации президента, где даже бюрократический конь не валялся, — это такая грибница с запутанными связями, с запутанными компетенциями, и поставить просто работу под тот проект, который он получит, а не под какие-то свои идеи или убеждения.
— Но уже можно предположить, что ему доверят проведение выборов 2018 года?
— Опять-таки, надо осторожнее использовать слова «ему доверят»: ему вряд ли доверят проведение выборов, там все недоверчивые, включая первое лицо. Просто на правление внутренней политики, на этот трек ложится основная нагрузка по выборам, в чем бы они ни заключались, потому что мы не знаем еще, что это будут за выборы, как они будут организованы, мы не знаем даже в точности, когда. Мы знаем только конституционные условия, но ведь в наших обстоятельствах это, в сущности, декоративная вещь.
— Ждать ли глобальной политической перезагрузки в том числе партийной системы?
— Что такое «глобальная перезагрузка», я не вполне понимаю. Что имеется в виду, какая глобальная перезагрузка?
Мы ведь входим просто в новые обстоятельства, наша нынешняя система власти сформировалась в другой реальности, которой уже нет. Нет этой сырьевой реальности, нет этой массы, которая хотела «вождя». Теперь она просто подтверждает, что да, «вождь» — Путин, но делает это довольно вяло и немобилизованно.
А ситуация в мире и экономике плохая. Значит, надо будет действовать в соответствии с повесткой, с теми проблемами, которые не решались и которые надо будет решать. А при чем тут партийная система? Она вообще не играет у нас никакой роли, кроме, так сказать, аксессуара Думы. Ведь те, кто избран в Государственную думу, — это люди, которым предстоит отстаивать бюджетные интересы своих земель, а вовсе не какие-то партийные интересы.
— Глеб Олегович, а почему все-таки Владимир Путин выбрал Сергея Кириенко?
— Да потому что он ему 20 лет доверяет, и у него, видимо, не было причин в этом разочароваться. Это ведь не так часто случается. Смотрите, был старый-старый знакомый и друг Якунин, который возглавлял РЖД, и РЖД была в центре скандалов постоянно, каких-то неприятностей и так далее. И, положим, Якунин был консерватором, как вы сказали, а не либералом. Но был либерал Чубайс, он возглавлял РАО ЕЭС, и тоже оказывался непрерывно в центре скандалов. А «Росатом» нет. Кириенко с 2005 года, кажется, руководил «Росатомом». Это же гигантская империя, чудовищное количество предприятий, сложнейших контрактов, какие там объемы средств крутятся. И что? Вы слышали о скандалах? Скандалов нет. Это очень важно. Для Путина это очень важно, у него есть свои источники информации и свои взгляды на то, что считать скандалом или не считать. Сколько я помню, — я присутствовал, можно сказать, при их знакомстве, и это было 20 лет назад — они были довольны друг другом.