ТБО, если не мы
Перевозчики мусора объединяются для участия в конкурсе на оператора
Семь региональных компаний-перевозчиков ТБО создали новую компанию — «СпецТрансСервис», которая может бороться за право стать концессионером по перевозке и переработке отходов в крае. Участники рынка, тем не менее, сомневаются, что у компании получится стать концессионером, ссылаясь на неготовность обществ-учредителей к серьезному проекту и их низкую прибыль за последнее время.
Сразу семь региональных компаний 23 сентября создали новое общество — ООО «СпецТрансСервис» («СТ-Сервис»), основной деятельностью которой обозначена перевозка и переработка ТБО. В состав учредителей, согласно kartotekа.ru, вошли три пермские компании-перевозчика ТБО (ООО «ТД „Экобэст“», ООО «ВМ-Сервис», ООО «Экол») и четыре компании из Березников (ООО «Босфор», ООО «Сана-М»), Соликамска (ООО «Эколог-Групп») и Добрянки (ООО «Транспортник»).
Крупнейшую долю в 24% в составе учредителей имеет ООО «Экол», которое себя на сайте позиционирует как лидера пермского рынка утилизации ТБО (75%). Руководителем и совладельцем компании является Сергей Каштанов. По данным участников рынка, «Экол» входит в коммунальный холдинг, близкий к Александру Морозову, ранее известный под брендом «Развитие территорий Урала». По 15% долей у «ВМ-Сервис», еще одного крупного пермского перевозчика ТБО, и у «ТД „Экобэст“», которое принадлежит бывшему совладельцу полигона «Буматика» Тимуру Филимонову.
Создание совместной компании произошло на фоне попыток краевого правительства изменить ситуацию на рынке утилизации ТБО. В этом году кабмин собирался провести конкурс по отбору концессионера, который бы создал в регионе межмуниципальную систему в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Победитель конкурса должен был инвестировать 6 млрд руб. в строительство полигонов ТБО в Березниках, Лысьве, Чернушинском, Нытвенском и Пермском районах, а также мусороперерабатывающих станций в 17 муниципалитетах. Эти объекты он получит в концессию на 25-летний срок за единовременную плату 10 тыс. руб. Обязательство исполнения соглашения обеспечивается банковской гарантий в размере 900 млн руб. Взамен он получил бы право на тарифы, компенсирующие его затраты.
Этот факт обеспокоил перевозчиков мусора, которые из-за опасений резкого роста тарифа на захоронение мусора начали препятствовать проведению конкурса. Сами они не смогли участвовать из-за ограниченности финансовых ресурсов. Этим летом компании «Эко-система» господина Каштанова через арбитражный суд удалось приостановить процедуру выбора концессионера. В крае решили изменить схему размещения ТБО. В пресс-службе краевого минстроя „Ъ“ сообщили, что новая территориальная схема размещения полигонов, разработанная ведомством, проходит проверку в правительстве РФ. Результаты проверки могут появиться на следующей неделе, тогда же станут понятны условия нового конкурса.
Объединение перевозчиков в единую компанию может свидетельствовать об их попытке принять участие в конкурсе на право стать концессионером по вывозу ТБО, полагают участники рынка. Сергей Каштанов не смог комментировать создание «СТ-Сервис», поскольку находился за рубежом. Ранее в эфире «Эхо Москвы в Перми» он анонсировал о создании определенной компании, которая будет бороться за право стать оператором ТБО в Пермском крае.
Директор одной из компаний-учредителей «Спецтранссервиса» ООО «Сана-М» Дмитрий Тотмин рассказал „Ъ“, что основной целью создания новой компании было «как раз желание участвовать» в данном конкурсе.
Экс-министр ЖКХ и энергетики края Александр Фенев в курсе создания новой компании и считает, что перевозчики края «консолидируются» с целью участия в процедурах, связанных с вывозом и переработкой отходов. «Я положительно отношусь к этой инициативе, потому что нужно защищать местный бизнес, решать вопросы самим, без участия иногородних компаний», — добавил он.
В то же время учредитель ООО «ТД „Экобэст“» Тимур Филимонов, в свою очередь, рассказал, что компания была создана, чтобы формализовать отношения между членами недавно созданного НКО «Ассоциация возчиков Пермского края», а вопрос об участии в конкурсе также обсуждается участниками и зависит от условий самого конкурса. «Кроме того, участник отбора должен подтвердить свои инвестиционные возможности, а какая сумма будет обозначена в документации и какую сумму „Спецтранссервис“ сможет предоставить, пока неясно, — говорит он. — Мы бы хотели при утверждении схемы обсудить с правительством условия работы ведущего оператора по краю, чтобы выработать оптимальную схему. Мы хотим прийти к оптимальной цене и качеству услуг перевозки».
По мнению руководителя «Буматики» Сергея Чудинова, объединение перевозчиков в одну компанию преследует цель влиять на выборы регионального оператора ТКО. Участник рынка сомневается, что данной компании под силу самой принять участие в конкурсе. По его подсчетам, совокупная выручка семи участников «СТ-Сервис» составляет около 400 млн руб., тогда как обороты регионального оператора должны быть в десять раз больше.